Новая катастрофа Севастополя

За последние 3-4 года Севастополь превратился в гигантскую федеральную стройку. Параллельно с ремонтами дорог, дворов, строительством школ и детсадов городские леса и балки превратили в кладбища строительных отходов. Как спасти Севастополь от новой беды?

Новая катастрофа Севастополя

Масштаб проблемы

Сколько в городе незаконных свалок строительных отходов – никто точно не знает. Понять масштаб проблемы – это одна из задач, которую перед собой поставил департамент городского хозяйства. Лучше поздно, чем никогда.

Вместе с тем нельзя сказать, что про строительный мусор никто не знал. О незаконных свалках наше издание выпустило множество публикаций. Обращали внимание на проблему и некоторые контролирующие органы. Из материалов, которые редакции ForPost передал Росприроднадзор (Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – прим.), становится понятно, что у кого-то в Севастополе совести нет совсем. Поразительно, что значительный объём таких свалок находят на территориях воинских частей. Вот несколько примеров.

Мусор и воинские части

В декабре 2018 года Росприродназор совместно с военной прокуратурой подсчитал ущерб, причинённый почве «в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв на двух участках стрелкового полигона в/ч 13140 на сумму 2,79 млн рублей». Другими словами – на территорию воинской части незаконно сваливали строительные отходы. Но информации о рассмотрении ущерба и его оплате нет. Тогда же в этой в/ч 13140 нашли еще один участок с незаконной свалкой, требования по компенсации ущерба природе направили в военную прокуратуру, а та, по данным Росприроднадзора, отказалась от требований, и суд прекратил производство по делу.

В сентябре 2019 года сотрудники Росприроднадзора совместно с департаментом горхозяйства и специалистами экоаналитической лаборатории обследовали территории земельных участков (военный полигон в районе Казачьей бухты, Монастырское шоссе в районе Фиолента, западный берег Камышовой бухты) и выявили факты завозов грунтов (предположительно отходов) и масштабного их складирования в виде насыпей.

Ещё одну свалку на территории воинской части в районе мыса Фиолент обнаружили во время экологического рейда севастопольские общественники. Тогда они почувствовали на себе, что такое быть задержанными группой вооружённых людей. Ситуацию удалось решить миром, а прибывший на место генерал-майор (его ФИО есть в редакции – прим.) обещал за неделю ликвидировать незаконную свалку. Но отходы так и не убрали.

Более того, на круглом столе по проблеме строительного мусора, который прошёл в заксобрании региона в октябре 2019 года, ведущий инженер квартирно-эксплуатационного управления ЧФ Виктор Сладков заявил, что у него нет фактов наличия свалок на территории воинских частей в Севастополе. Как говорится, у него нет, а у Росприродназора есть.

Мусор в лесах

Знают о масштабных свалках строительного мусора и в севастопольском лесничестве. Как рассказал директор ведомства Юрий Савиных, в числе недавно выявленных свалок строительного мусора – территория в районе Монастырского шоссе, где прямо на грунтовой дороге на площади в 196 квадратных метров свалили отходы лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, лома бетонных изделий, бортовых камней, брусчатки и булыжных камней. После привлечения нарушителя к ответственности свалку убрали.

Нашли свалку и на территории севастопольского лесничества в районе урочища Кальфа. Там строительным мусором неизвестные уничтожили 30 квадратных метров земли. Очистить лес собираются не раньше 2020 года.

Всего же, как сообщили в лесничестве, на текущий момент свалки строительного мусора, расположенные в лесах Севастополя, занимают ориентировочно 0,15 га. Осмелимся предположить, что это только малая часть известных свалок.

Мусор у моря

Идём дальше. В апреле 2019 года в районе улицы Горпищенко Росприроднадзором выявлен факт несанкционированного размещения строительных отходов. В августе 2019 года гигантскую свалку нашли в районе села Широкое на участке с кадастровым номером 91:01:029001:143, куда в больших объемах выгружали грунт (предположительно – строительные отходы), образованный в результате демонтажных работ (установлено визуально) в районе спуска к санаторию «Мрия» на ЮБК (село Оползневое). Также на этой свалке нашли обломки зданий, остатки полимерных труб и арматур.

В августе 2019 года Росприроднадзор выявил незаконную мусорную свалку (грунт IV класса опасности с включением отходов производства и потребления) прямо в водоохранной зоне Немецкой балки в Каче. Причинённый ущерб природе оценён в 1 млн рублей.

А в сентябре 2019 года свалку отходов строительного мусора, камней, гравия, труб, арматур нашли в водоохранной зоне Чёрного моря рядом с причалом №50. Ущерб природе оценили в 9 млн рублей.

Один из пятидесяти

Как сообщил член общественной палаты (ОП) Севастополя Юрий Чайкин, сейчас на городской земле язвами зияют сотни свалок строительных отходов. Почти во всех присутствуют отходы IV класса опасности: обломки бетонных блоков, старые автомобильные покрышки, лом асфальта и т.п.

Когда Чайкин со своим коллегой по ОП Александром Марчуком рассказали о гигантском масштабе проблемы на круглом столе с участием представителей всех ветвей власти и контролирующих органов, подкрепив слова фото- и видеоматериалами, появились небольшие сдвиги. В частности: департамент горхозяйства утвердил регламент вывоза строительного мусора; Росприродназор стал выписывать первые штрафы нарушителям и даже отправил одну машину, пойманную на горячем, на штрафстоянку. Но вместе с тем другие 50 грузовиков, замеченных за грязным делом только за три дня в одном из сёл Байдарской долины, о которых рассказал депутат Роман Кияшко, продолжают работать.

Нельзя, но можно

Следуя здравой логике, строительный мусор нужно вывозить или на специальные полигоны, или на места размещения организаций, которые занимаются переработкой строительного мусора. Отметим, что севастопольский полигон ТБО в Первомайской балке (в Инкермане) не имеет права принимать строительный мусор. Так ForPost сообщили и в департаменте горхозяйства, и в компании ООО «Благоустройство города Севастополь» (ООО «БГС» – прим.), которая управляет полигоном.

«Транспортировкой и утилизацией строительных отходов ООО «БГС» не занимается», – сказал на тот момент гендиректор предприятия Юрий Давыдов (согласно данным Seldon Basis, с 29.11.2019 руководителем был назначен Алексей Григорьевич Сошников).

Однако ранее нашему изданию в департаменте транспорта Севастополя, говоря об отходах при строительстве дорог, сообщали, что строительный мусор необходимо вывозить как раз на полигон ТБО в Первомайской балке. Предположим, что такую информацию нам дали ошибочно, ведь на самом деле этого делать на законных основаниях нельзя.

Полигон в Инкермане

Но кому-то, похоже, можно… При подготовке этого материала мы случайным образом выбрали две частные фирмы, которые занимаются перевозкой строительных отходов в Севастополе. Их телефоны доступны всем в интернете.

Так, в одной фирме за вывоз 100 мешков строительного мусора от ремонта квартиры с нас попросили 4600 рублей. Сказали, что к дому подъедет ЗИЛ, рабочие всё сами погрузят и увезут. На вопрос о том, есть ли у фирмы лицензия на перевозку строительного мусора, и могут ли они предоставить документы на вывоз и на утилизацию отходов, нам ответили, что «лицензий сейчас нет», но есть договор с полигоном ТБО в Первомайской балке на вывоз мусора. Везут мусор они как раз на этот полигон. Документы на утилизацию представить могут, но это +20% к стоимости. Обычно, сказали в этой частной фирме, через них все возят без документов, потому что люди не любят лишних расходов.

В другой частной фирме нам сразу сказали, что если будем работать с ними, то «наш мусор» повезут куда надо, а не в лес, как у «жуликов».

«Если мусора до 1,5 тонны вам будет достаточно «газели», она стоит 2500 рублей. Берет 10 кубов. Есть машины до 4 тонн – 5 тысяч. Есть КамАЗ– 10 тонн. Если вы хотите, чтобы мы предоставили документы на утилизацию, то мы с вами должны заключить договор, вы должны оплатить по безналу – это будет на 20% дороже. Мы не шарашкина контора», – сказали по телефону.

К слову, увозит строительный мусор эта контора на всё тот же полигон ТБО в Первомайской балке. Занятно, правда?

Полигон в Крыму

Мы помним, что полигон в Инкермане на приём строительных отходов официально не работает, но в городе вполне легально действуют несколько фирм, которые имеют лицензии на переработку такого мусора. Как сообщили в департаменте горхозяйства, – это ООО «СКМ» и ООО «Биопартнёр». Ещё фирма «Доринвест-Крым» якобы уже закупила оборудование для переработки строительных отходов и сейчас его настраивает. По сведениям общественной палаты Севастополя, переработкой строительного мусора также занимаются ООО «Лесной Спецстрой» и ООО «Севастопольское предприятие полимерных инноваций».

Если строительные отходы не перерабатывать, то куда же их девать? Ответ только один – вывозить на ближайший к Севастополю полигон строительных отходов, расположенный в Белогорском районе Крыма в селе Тургенево. Эксплуатирует этот полигон частная фирма «Тургеневский карьер». Её директор Динислам Хачиров рассказал, что желающих из Севастополя заключить договоры на вывоз строительного мусора очень много. Но после подписания таких соглашений реально возят мусор из Севастополя единицы.

«Мы не можем отказать в желании заключить договор. Заключают, но не все потом везут. «Биопартнёр» точно возит постоянно. И мы на весь принятый мусор отчеты отдаём в Минэкологии. И помесячный, и поквартальный. Сообщаем, сколько мусора приняли, от какого предприятия, прописываем номера автомобилей, имена водителей. Ведётся реестр транспорта. И вот не могу сказать, что строительный мусор из Севастополя к нам массово везут», – сказал руководитель тургеневского полигона.

По его словам, мусор из Севастополя на крымский полигон готовы принимать круглосуточно, причём по довольно низким тарифам.

«Отходы строительные принимаем по 200 рублей за тонну. Но поскольку из Севастополя массово не возят, значит, как я понимаю, нет необходимости», – заключил Динислам Хачиров.

Платите штраф

По словам руководителя департамента горхозяйства Севастополя Евгения Горлова, значительный объём строительного мусора создают простые граждане. Из 100% отходов уже готового дома только 30% – это отходы от самого строительства, а 70% – это отходы от внутренних работ и ремонтов, которые делают владельцы квартир.

В отличие от твёрдых бытовых отходов (ТБО), вывоз которых из мусорных контейнеров регулирует государство через единых мусорных операторов, и тариф, по которому граждане каждый месяц платят за вывоз мусора, обращение строительного мусора отдано на откуп так называемому рынку. Другими словами, кроме штрафов за свалки, государство никак не регулирует сферу обращения строительного мусора.

Ответственность за незаконные мусорные свалки предусмотрена ст. 8.2. КоАП РФ и влечет за собой наложение административного штрафа на должностное лицо на сумму от 10 до 60 тысяч рублей, на юридическое лицо от 100 до 700 тысяч рублей. Важная поправка: если вы заплатили за вывоз мусора неизвестно кому, а ваш мусор потом нашли в лесу, штраф придётся платить вам.

Как сообщили в комитете Госдумы по ЖКХ, рано или поздно государство должно прийти к регулированию оборота строительного мусора, но сейчас этот вопрос на официальном уровне не обсуждается.

Что делать?

Глава комитета по экологии Госдумы Владимир Бурматов в беседе с ForPost отметил, что ничего особенного в отходах строительства и сноса нет.

«Нужно добиваться того, чтобы эти отходы не везлись на полигоны, что происходит в лучшем случае, а в худшем – это превращается в навалы мусора и несанкционированные свалки. Я полагаю, в Севастополе именно такая ситуация. Моё мнение заключается в том, что надо полностью переходить на переработку этих отходов, а захоранивать только хвосты, которые невозможно переработать. На самом деле это очень интересный вид отходов, поскольку в переработку идёт почти всё. И на мой взгляд, Минприроды и Минпром должны создать дополнительные механизмы стимулирования к такой переработке. К сожалению, пока мы такие механизмы не видим», – сказал Владимир Бурматов.

По его словам, в некоторых российских регионах есть опыт успешной борьбы с отходами строительства как раз через их тотальную переработку. Но в Севастополе власти пока не готовы «нырнуть» в этот бизнес. Радует хотя бы, что с осени 2019 года в сметы любой государственной стройки теперь будут закладываться расходы на транспортировку и утилизацию мусора, чего ранее не было.

Что нужно сделать ещё:

1. В существующей территориальной схеме размещения мусорных контейнеров для ТБО должны найти специальные места для приёма строительного мусора. Это логичное и простое действие, которое почему-то до сих пор в Севастополе не сделали. Денег на это, как можно догадаться, не требуется.

К слову, Евгений Горлов поделился, что планы такие были. В департаменте горхозяйства ещё придумали написать на всех мусорных контейнерах адреса приёмки строительных отходов.

2. Правительство Севастополя внутри своих подведомственных мусорных структур могло бы создать отдел по строительному мусору. Закупить для него оборудование, выделить участок земли и массово принимать мусор со всех городских строек. Это, во-первых, позволит городу самому стать частью этого бизнеса (получать доходы в бюджет), а во-вторых, контролировать хотя бы мусор с государственных строек.

3. И в конце концов город мог бы пойти по пути создания высокотехнологичного полигона строительных отходов, где мусор могли бы и перерабатывать, и сортировать, и утилизировать. Подходящее место под такой объект есть в Инкермане. Это уже выработанный карьер Балаклавского рудоуправления, где добывался инкерманский камень.

По мнению замгубернатора Севастополя Владимира Базарова, создание там полигона действительно могло бы стать одним из выходов. Вопрос требует обсуждений на всех уровнях. И для обустройства такого объекта нужно немало времени и средств в размере около 1,8 млрд рублей.

Предыдущая новость: