Снос остановки в Омеге станет символом проблем Севастополя

К ней уже привезли новую конструкцию.

Снос остановки в Омеге станет символом проблем Севастополя

Фото: Примечания

Остановка общественного транспорта напротив бухты Омега в очередной раз напомнила о конфликте интересов: многие объекты, за десятилетия ставшие родными для жителей Севастополя, далеко не всегда «видят» власти, желающие провести глубокую модернизацию инфраструктуры.

Умный пластик против каменной памяти

«Аутентичной, сохранившейся с 70-х годов конструкции – остановочному комплексу в Омеге – грозит полное уничтожение и замена на очередную «умную» остановку, дешёвую подделку, увешанную рекламой. Без какого-либо участия со стороны департамента архитектуры или Севнаследия, под предлогом «аварийности» готовится к уничтожению очередная часть старого Севастополя, уникальная архитектурная конструкция, восстанавливать которую никто не собирается, зато сломать и снести – запросто», – пишет в редакцию ForPost встревоженный читатель.

Отмечая, что в городе-герое «и так сейчас слишком много с лёгкой руки и без объяснений переделывается, а не сохраняется», автор сообщения просит воспрепятствовать сносу остановки, который, как ей объяснили в департаменте транспорта, должен состояться до конца января.

Обсуждали проблему и в группе «Севастопольский троллейбус» («ВКонтакте»), где выложили фото уже доставленной к Омеге новой остановки.

«Нужно беречь и сохранять историческую память, а то погрязнем в бездушном пластике».

«Несмотря на неопрятный вид «старой» остановки, она более практична, летом спасает от жары, вмещает больше ожидающих пассажиров. А когда дождь, где расположиться с детской коляской, например?Это сложно, сначала надо просчитать все плюсы и минусы, а потом делать».

«Старая остановка действительно очень необычная. Мастерам-умельцам отреставрировать бы её, и эта красавица будет очень украшать район пляжа Омега», – комментировали подписчики группы.

Нужен Генплан

Остановочный комплекс в Омеге, знакомый всем коренным жителям этого района, является знаковым местом – хотя его архитектурная значимость может оцениваться по-разному. При этом стоит помнить, что ситуация с остановкой может считаться очередным проявлением проблемы более высокого порядка, связанной с фактическим параличом системы защиты символов и исторического наследия Севастополя, отметили опрошенные эксперты.

«Если бы мы нормально сделали Генеральный план Севастополя, то в его состав входил бы историко-культурный план. Там как раз пишется, что сохранять, а что нет. Что касается остановок, должна быть какая-то документация, уровнем ниже, где было бы зафиксировано после соответствующего изучения – что мы сохраняем, а что – нет», – пояснил председатель Союза архитекторов города Сергей Комаров системную архитектурно-градостроительную проблему Севастополя.

Снос остановки в Омеге станет символом проблем Севастополя

Однозначного ответа о целесообразности сохранения остановки в Омеге с позиций архитектурной ценности Сергей Комаров дать не смог, обратив внимание на иную плоскость её ценности.

«Остановка стоит там очень долго. Жители бывают разные, кто-то просто привык к конкретной остановке, встречал там дочку, или ещё что-то», – обратил внимание на «человеческое» измерение проблемы Комаров.

При этом, подчеркнул архитектор, ситуация с обновлением остановочных комплексов в городе далеко не всегда соответствует здравому смыслу.

«У нас вообще глупость идёт по остановкам. Начали делаться „умные остановки” – первая появилась на Ушакова. Говорили много с дизайнерами, придумали на остановке небольшую колонну – в исполнении получилось совсем другое, потому что не смогли литейщики выполнить проект. И этот результат начали тиражировать – на некоторых остановках у нас по три павильона», – напомнил Комаров.

«Может быть, следовало посмотреть на остановку, отремонтировать, «причесать». Она же хлеба не просит», – предложил рационально подойти к вопросу архитектор.

«Понаехам» не понять?

Известный севастопольский историк Владимир Шавшин напомнил, что раньше за решение вопроса о сохранении МАФов на основании их эстетической ценности отвечал главный художник города или аппарат главного архитектора.

В настоящее время фактический контроль за сохранностью архитектурных форм в Севастополе отсутствует, уверен Владимир Шавшин. И в этом смысле остановка в Омеге – один из симптомов.

«К каждой проблеме нужно подходить точечно – и рассматривать конкретный объект. Вполне возможно, что остановку нужно сохранять как памятник эпохи. Но у нас это не делается. Если у нас крушат очень серьёзные объекты, которые могли бы стать памятником, – то что уж тут говорить о малых архитектурных формах», – подчеркнул историк.

Специалист Министерства культуры по направлению «Организация работ по реставрации объектов культурного наследия» Анатолий Пряшников придерживается схожей точки зрения о системных проблемах с сохранностью значимых для севастопольцев объектов. По мнению эксперта, без работающих механизмов работы с мнением общественности относительно архитектуры районов единственным способом «диалога» оказывается огласка проблемы в СМИ.

«Можно тысячу запросов написать. Как правило, в департаменте уже лежит пачка заготовленных ответов с бессмысленной отпиской. Это классика, я массу писал этих писем – ответы одни и те же, просто набор слов», – попенял чиновникам Пряшников.

В качестве примера он привёл недавнюю находку при реставрации улицы Большой Морской, где обнаружился «подземный ход».

«Допустим, по потерне на площади Ушакова подняли вопрос. Так бы они её сразу похоронили – а теперь не знают, как это «распетлять», – поделился мнением реставратор.

Анатолий Пряшников в очередной раз призвал обратить внимание на общую проблему. Решение которой позволит решать и частные, такие как остановка в Омеге.

«Оставить остановку. Что-то в них есть. Причём для севастопольцев, коренных горожан, которые тут выросли, с детства ходили в Омегу купаться, эта постройка уже засела в глазах. Это некий символизм. Может быть, она и не представляет архитектурной ценности, но это символ некой эпохи. Что сейчас, в общем-то, пытаются в городе уничтожить, причём любой эпохи – от середины XIX века до 50-х годов <двадцатого>. Всё закатать в бетон и плитку – у них своё понятие об архитектурном стиле. Точнее, «беспонятие», – подчеркнул Пряшников.

Чтобы выяснить, есть ли у остановочного комплекса шанс устоять, направлен запрос в правительство Севастополя. В том числе мы попросили ответить, какова процедура принятия решения о замене (демонтаже) остановочных комплексов и как при этом учитывается их аутентичность.

Предыдущая новость: