Три века Армянской Церкви на Дону

В издательстве «Веда» (Таганрог, Россия) вышли две книги Георгия Багдыкова «Сурб Хач» и «Армянские священники Дона». Ростовчанин Г.Багдыков, по профессии врач, в свои 45 лет является автором более пятидесяти книг по популярной медицине, краеведению, художественной прозе, а также ряда монографий по специальности. Имеет множество званий, наград, член различных авторитетных организаций. Две вышеуказанные книги посвящены отмечаемому в 2017 году 300-летию со дня основания Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви.

«СУРБ ХАЧ» (СВЯТОЙ КРЕСТ) — НАЗВАНИЕ АРМЯНСКОГО МОНАСТЫРЯ, ОСНОВАННОГО В 1783 ГОДУ. Его истории посвящена одна из книг Багдыкова, при этом подчеркивается, что это самое древнее каменное здание Ростова-на-Дону. Задолго до этого, еще при Петре I армянам было разрешено строить в России свои церкви. Так, в 1706 году армянская община Астрахани получила право возвести каменную церковь вместо деревянной — и появился собор Пресвятой Богородицы. Очень многое для поддержания ААЦ сделала Екатерина II. Именно по ее распоряжению все армянские церкви России стали подчиняться Католикосу Всех Армян. В благодарность Католикос Симеон I Ереванци подарил императрице частицу Ноева ковчега. А она в ответ — двуглавого орла, усыпанного драгоценными камнями.

Строительство основанного в 1783 году монастыря Сурб Хач было завершено в 1792 году, его освятил один из основателей Нор-Нахичевана, архиепископ Иосиф Аргутинский. Им же при монастыре была основана и первая на юге России типография. Монастырю принадлежала большая территория — около 50 гектаров земли. Стены церкви монастыря были украшены привезенными из армянских церквей Крыма хачкарами (ведь новонахичеванцы переселились из Крыма). Здесь хранились также христианские реликвии — посох Св. Георгия.

В советские годы судьба храма висела на волоске. В 1960 году хачкары были уничтожены. Нет и украшенной резным орнаментом деревянной двери XI века, принадлежащей одной из церквей Ани (ведь если отсчитать назад еще несколько веков, часть крымских армян появилась на полуострове после падения Ани…) И именно в Крыму вначале был построен (близ Феодосии) в середине XIV века монастырь Сурб Хач, а позже такое же название армяне дали храму в Ново-Нахичеване.

Кстати, крымский Сурб Хач вновь в наше время стал действующим. А вывезенный отсюда знаменитый хачкар (предположительно IV-VI вв.) является главной святыней ростовского собрата. В символике хачкара объединены солнце и крест, что подчеркивает его древность. Сегодня эта реликвия, прошедшая сложный путь (Ани — Крым — Ростов), на том же месте. Но путешествие во времени и пространстве было весьма тяжелым. От полного уничтожения ростовский Сурб Хач спасло создание Музея русско-армянской дружбы в 1972 году. Многое для этого сделали художник Мартирос Сарьян, архитектор Марк Григорян, Николай Хафафян и другие представители интеллигенции. Долгие годы музеем заведовала историк, краевед Светлана Хачикян. В 2007 году городские власти приняли решение о передаче монастыря Армянской церкви, при условии, что армянская община приобретет и восстановит здание для музея дружбы двух народов. Так и сделали. В сентябре 2008 года Католикос Гарегин II принял участие в торжественном богослужении и освящении Сурб Хача, ставшем духовным центром донских армян.

В ЕЩЕ ОДНОЙ КНИГЕ Г.БАГДЫКОВА ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ СУДЬБА АРМЯНСКИХ СВЯЩЕННИКОВ ДОНА. Она у многих сложилась по-разному, как и судьба церквей, снесенных в советские годы. На основе различных источников автор рассказывает о священнослужителях, подвергнутых необоснованным гонениям и репрессиям. Среди них были и предки Багдыкова. Особой, невосполнимой утратой стала экспроприация государством всех церковных ценностей — икон, хачкаров, рукописей.

Священников в 30-е годы XX века обвиняли в чем угодно — связи с дашнаками, контрреволюционная деятельность, подготовка терактов и даже симпатии к фашистам. Некоторые (Минас Хумашьян, Мкртыч Тер-Акопьян, Никогайос Кристостурьян, Хачатур Бугоян и другие) были приговором тройки расстреляны в 1938 году, с конфискацией имущества. Невинно пострадавшие были реабилитированы только в 1989 году. В книге рассказывается также об уроженце Нор-Нахичевана Католикосе Геворге VI, а также других главах Армянской церкви, служивших в разное время на Дону. Багдыков приводит и краткую биографию нынешнего предводителя Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ архиепископа Езраса Нерсисяна.

Основанная 300 лет назад епархия прошла через многие испытания. Сегодня, как заключает автор, армяне имеют возможность вновь возводить хачкары и церкви на донской земле. А это один из важнейших факторов сохранения национальной идентичности вдали от армянской земли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *