Фестиваль французского кино в Нью-Йорке: женские портреты новейшего кино Франции

«Cherchez la femme»
Ищите женщину – Фр.

В Нью-Йорке только что завершился очередной фестиваль французского кино под названием «Rendez-Vous with French Cinema». Как всегда, – полные залы и огромный интерес публики. И это неудивительн, ведь Франция – это страна где состоялся первый в мире киносеанс, где проходит главный, наиболее авторитетный в мире, Каннский кинофестиваль и, наконец, кинематографу Франции не знакомо такое понятие, как кризис. Здесь ежегодно производят до трёхсот картин в год, причём высокого художественного качества! Французские фильмы традиционно берут высшие призы на ведущих мировых кинофорумах, нередко попадают в номинации Американской кинопремии Оскар по различным категориям. Вспомним, что несколько лет назад, гротескная ретро-мелодрама ‘The Artist’ режиссёра Мишеля Хазанавичуса собрала все главные Оскары, намного опередив серьёзных голливудских конкурентов.

Поскольку фестиваль французского кино традиционно совпадает с празднованием Международного женского дня, хочется поговорть о выдающихся представительницах французского кинематографа.

В этом году на Оскар за главную женскую роль была номинирована блистательная французская актриса Изабель Юппер и вот, что интересно; даже беглый взгляд на программу и главных персон нынешнего Рандеву, совершенного очевидно показывает приоритет женской темы, новый феминистический ракурс в современном Французском кино. Судите сами: из 23-х фильмов, заявленных в программе, более половины поставлены женщинами! И вот, что интересно: эти дамы-режиссёры «супер-новой волны» в прошлом, успешные актрисы, оставаясь в прекрасной актёрской форме, смело и успешно покоряют режиссуру. К тому же, они, потеснив режиссёров-мужчин, по-прежнему держат высокую планку самобытного французского шарма. Вот и получается, что женский фактор во Французском кино уже несомненно заслуживает серьёзного исследования!  

Номинация этого года Изабель Юппер на Оскар за главную роль в картине на иностранном языке – уже огромный успех! За всю историю кинопремии, французские актрисы номинировались в категорих «Главная роль» и «Роль второго плана» восемь раз – это значительно больше чем актрисы других стран. Дважды, эта была современная суперзвезда Мэрион Котийяр, которая всё-таки получила заветную статуэтку в 2007 году за роль Эдит Пиаф в фильме «Жизнь в розовом цвете». Вспомним, что ровно 50 лет назад в этой же номинации была представлена француженка Анук Эме, за роль в фильме «Мужчина и Женщина», уже получив за неё ранее Золотой Глобус. 

Кстати, в рамках фестиваля в Walter Reade Theater была представлена уникальная выставка ранее неизвестных и обнаруженных совсем недавно цветных фотографий со съёмочной площадки великой картины Федерико Феллини «8 ½». Эти фотографии сопровождаются воспоминаниями Анук Эме, отрывками из её дневников, что и сделало выставку настоящим культурным событием.

Это еще один замечательный повод вскомнить об одной дной из самых красивых и талантливых актрис мирового кино, загадочной француженке Анук Эме, которой 27-го апреля исполняется 85 лет.  В это невозможно поверить, ведь в нашей памяти она навсегда – очаровательная Анна из фильма Клода Лелуша «Мужчина и Женщина» или элегантная Луиза из великой картины Федерико Феллини «8 ½».

В представлении многих почитателей кино Анук Эме и есть воплощение истинной француженки, полной очарования, загадочности и изысканного стиля. Дополняет этот образ звучное имя, не имеющего никаких аналогов – только мелодичность звучания и ореол таинственности… 


Анук Эме на съемках картины «Мужчина и Женщина». Фото с сайта nakedfilmmaking.com

Несмотря на огромную популярность, особенно в 60-е годы прошлого века, о реальной жизни Анук Эме известно не так много. 

Итак, она родилась в Париже 27 апреля 1932 года. Её настоящее имя Франсуа́за Юди́т Сорья́ Дрейфус, и это, как говорится, многое объясняет. Известно, что время фашистской оккупации семья провела в Париже, а вот родители отца будущей кинодивы оказались в Европе и погибли в Освенциме. Её родители были актёрами, не самыми успешными и знаменитыми, но были фанатично преданы этой магнетической профессии. Отец снимался в кино, он был известен под псевдонимом Генри Мюррей, а мама, была театральной актрисой – её сценическое имя было Женевьева Сорья. А вот дочь мечтала о карьере балерины, она училась танцам в Англии и Франции, но необычная внешность, и особенно, огромные выразительные глаза делали её поразительно киногеничной, это и привело юную балерину на съёмочную площадку.

В 14 лет состоялся её экранный дебют, а в 17 лет она снялась в картине классика французского кино Андрэ Кайата «Веронские любовники», современную версию Ромео и Джульетты, и это уже был успех! Вот тогда и появился звучный псевдоним – Анук Эме. О происхождении этого имени существуют различные легенды. Наиболее известной версией сама актриса когда-то поделилась с журналистами и больше к ней не возвращалась: «Я привезла его из Греции, после театральных гастролей, где я была вместе с родителями», – говорила она в ранних интервью. Странная мистификация! Ведь именно именем Анук, звали героиню её самой первой картины! Есть версия, что этим поэтическим именем называл её юноша, ставший её первой любовью, а впоследствии и первым мужем, а он был родом с Ближнего Востока. Ну а слово Эме в переводе с французского означает «любимая» – вот всё и сложилось! Как известно, имя часто определяет судьбу и Анук Эме вошла в историю кино как воплощение наиболее сильных, влекущих, эротичных и одновременно таинственно неразгаданных женских образов!

Настоящий успех пришёл к актрисе спустя 12 лет, после биографического фильма «Монпарнас, 19», где она сыграла, в паре с самим Жераром Филиппом. Это была роль Жанны, подруги художника Амадео Модильяни. И вот тогда, талантливую и красивую актрису заметил Федерико Феллини, пригласив её в свой знаменитый фильм «Сладкая жизнь». Позднее, высоко оценив дарование молодой актрисы, Маэстро снял её, уже в главной роли, в своей эпохальной картине «8 ½». Наступил звёздный час Анук Эме, роли, одна лучше другой просто обрушились на неё, а ведь это было время, когда в европейском кино блистали итальянки Джина Лоллобриджида, Клаудия Кардинале и Софи Лорен, француженки Брижит Бардо, Мишель Мерсье и Анна Моро. А помните австрийскую красавицу Роми Шнайдер?


Анук Эме в 1960-х. Фото Getty Images

Но настоящим пиком звёздной галереи Анук Эме стала в 1996 году картина молодого режиссёра Клода Лелуша «Мужчина и женщина». Да, это был настоящий триумф, и фильма, и исполнителей главных ролей, Анук Эме и Жана Луи Трентиньяна. Роль Анны в исполнении Анук Эме получила огромное количество призов по всему миру, включая, как уже было сказано, Золотого Глобуса и номинацию на Оскара. И, наконец, этот женский образ стал настоящей сенсацией мировой моды, своеобразной иконой стиля на многие годы. Вспомним знаменитую жёлтую дублёнку главной героини! Её носили, тогда в 60-е, все женщины во всём мире, включая даже жаркие страны! Анук Эме очень избирательна в выборе своих ролей, твёрдо следуя своему принципу: «Лучше сниматься мало у хороших режиссёров, чем много у плохих». Именно поэтому, после Мужчины и женщины» она почти не снималась долгих 7 лет – и это в расцвете карьеры!

С тех пор в её послужном списке боле 80-и ролей и она, несмотря на столь почтенный возраст, продолжает сниматься,! И вот встреча с этой замечательной актрисой, увы, к сожалению, не лично, а в прекрасных фото-образах и дневниках-воспоминаниях, вас ожидает в эти дни в Линкольн Центре. Напоминаем, что отдельный блок программы Рандеву этого года посвящён одному из классиков французской «Новой волны» режиссёру Аньес Варда – её лекции и мастер-классы несомненно привлекут знатоков кинематографа Франции.

Несмотря на то, что Французская неделя закрылась, выставка продлится еще какое-то время.

Ну а вот и картины из программы Рандеву этого года, поставленные режиссёрами-женщинами и с участием замечательных французских актрис, работы которых несомненно достойны вашего внимания:

The Dancer / La danseuse
Реж. Стефани ди Джусто

Захватывающая историческая сага о знаменитой, в начале ХХ века, танцовщице Лои Фуллер, котоая была музой Родена и Тулуз-Лотрека. Захватывающий, даже авантюрный сюжет, стилистика модерна начала прошлого века, отличные актёрские работы Стефани Соколински, культовой современной художницы и танцовщицы Соко, в главной роли и яркий дебют Лили-Роуз Депп (дочери актёра Джонни Деппа) в роли Айседоры Дункан.  

150 Milligrams / La fille de Brest
Реж. Эммануэль Берко

Уже известная нам, по Рандеву прошлого с фильмом «My King» актриса, режиссёр и сценарист Эммануэль Берко, получила номинацию на национальную премии Франции этого года за адаптированный сценарий и лучшую женскую роль в своём новом фильме 150 Milligrams, захватывающей драме о враче, который бросил вызов государственной машине фармацевтической индустрии.

Daydreams / L'indomptée
Реж. Каролин Дюруа-Гаррель

Любопытный дебют актрисы и сценариста, примкнувшей к знаменитой кинематографической семье, она супруга режиссёра Филиппа Гареля и, соответственно мачеха рокового красавца — актёра и режиссёра Луи Гарелля. Мистическая мелодрама с изысканными мистическими и световыми эффектами, любовь, измены и… привидения.

From the Land of the Moon / Mal de pierres
Реж. Николь Гарсия

Ветеран французского кинематографа актриса, сыгравшая более 70 ролей, автор полутора десятка сценариев и наконец весьма титулованный режиссёр не менее десяти картин, представила томную романтическую историю, полную чувственных эмоций. Это экранная интерпретация любовного драмы популярного романа Милены Агус. Сюжет, с неким ирреальным разворотом, который не следыет раскрывать, чтобы не лишить зрителя главной интриги, безукоризненно реализован уже признанными первыми кинозвёздами Франции Мэрион Котийяр и Луи Гареллем.

Heal the Living / Réparer les vivants
Реж. Кейтель Куливье

Ещё одна, молодая и пригожая женщина – сценарист и художник Кейтель Куливье уверенно продолжает путь в режиссуру с уже четвёртой картиной. Она представляет философскую драму, поражающую глубиной размышлений о жизни и смерти, тонкости и хрупкости отношений между близкими, полную шокирующего натурализма в сценах хирургической операции. Необыкновенная глубина и тонкий психологизм этой картины несомненно не оставит зрителей равнодушными.

In Bed With Victoria / Victoria
Реж. Жюстин Трие

Ну наконец и трагикомедия! Смешная и грустная, так похожая на понятную многим суетную жизнь молодой женщины, что называется матери-одиночки. Но не будем забывать, что это не забитая советская тётка, а настоящая француженка! А это значит каскад нелепых и порой комичных ситуаций, странных любовников, трогательных открытий, потерь и обретений. И, пожалуйста, запомните актрису Вирджинию Эфира, она уже хорошо известна значительными ролями, к тому же пишет сценарии, а это значит… ждём её режиссёрского дебюта!

Planetarium
Реж. Ребекка Злотковски

Классическое ретро! Париж 30-х годов, история двух сестёр-авантюристок, гастролирующих с демострацией спиритических сеансов. Здесь всё красиво – великолепная Натали Портман, спустя более чем 20 лет вновь в фильме французского режиссёра, юная дебютантка, уже известная нам, Лили-Роуз Депп тоже необыкновенно хороша! Антураж, костюмы, роковые красавцы и красавицы, – всё это вряд ли заставит вас пожалеть о потраченном времени.

Raw / Grave
Реж. Джулия Дюкорно

Вновь дебют в режиссуре молодой привлекательной актрисы и сценариста. И сразу недоумённый вопрос: «Почему для первого фильма выбран, весьма рискованный, жанр чёрной комедии?» Судите сами – вот начало сюжета: Юная абитуриентка, кстати убеждённая вегетарианка, следуя своему призванию, поступает в ветеринарный колледж, где уже учится её старшая сестра. А там, ну как на беду, существует странный ритуал – новичкам необходимо публично съесть кусок сырого мяса… Любители такого, эксклюзивного жанра несомненно захотят узнать, чем закончилась это занятная история. 

Slack Bay / Ma Loute
Реж. Бруно Дюмонт

Этот фильм режиссёра, на этот раз, мужчины, Бруно Дюмонта не упомянуть просто невозможно! Тем кому близко творчество Феллини и Гринуэя, Сокурова и Бунюэля – эта картина для вас! Вас просто закружит водоворот этого искрящегося действа, калейдоскоп комичных и одновременно жутких парадоксов, странных и забавных характеров! И конечно, такое кинополотно невозможно без ярких женских образов. И как здесь хороши, так не похожие на самих себя, Жюльет Бинош и Валери Бруни-Тедески! 

И в завершении, еще одна важная информация для любителей французского кино. В конце марта, начиная с 29-го в Линкольн Центре открывается ретроспектива фильмов с участием Жана-Пьера Лео, выдающегося французского актёра, настоящей харизматичной звезды знаменитой «Новой волны».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *