Строительный бум в Крыму: кто получает дивиденды?

13

Строительный бум в Крыму: кто получает дивиденды?

Крымстат отчитался о росте объема строительных работ в Севастополе на 301% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Не отстает и Крым – здесь рост составил 238%.

Основными регионами, где ведется масштабное строительство, выступают Севастополь, Симферополь вместе с районом, Керчь, а также Евпатория и Ялта.

По данным Крымстата, основная часть строительных работ приходится на здания и инженерные сооружения (дороги, мосты и прочее).

При этом основные подряды на строительство крупных инфраструктурных объектов получили российские фирмы, которые платят налоги по месту регистрации. Например, трассу «Таврида» строит петербургская компания «ВАД», объездную вокруг Симферополя – сибирская «Сибавтобан». А вот развязка под Симферополем досталась местной «Дорожно-транспортной строительной компании», которую возглавляет Валентин Завойчинский, близкий к недавно арестованному в Москве российскому вице-премьеру Крыма Виталию Нахлупину.

Аналогичная ситуация – с социальными объектами. Например, новый республиканский медцентр «Крымская республиканская клиническая больница имени Н.А. Семашко» строит компания «СГМ-Групп» из Москвы. Общая сумма контракта – 9 миллиардов рублей (порядка 3,6 миллиардов гривен). Новое здание для детского театра кукол в Симферополе стоимостью около миллиарда рублей (400 миллионов гривен) возводит фирма из российского Санкт-Петербурга.

Основные подряды на строительство крупных инфраструктурных объектов получили российские фирмы

В целом, из 13 миллиардов рублей строительных контрактов по ФЦП в Симферополе в 2017 году 11 миллиардов получили российские компании (85%). Из 2 миллиардов рублей в Симферопольском районе на долю россиян приходится 1,6 миллиарда рублей (80%). Из 1,3 миллиардов контрактов в Бахчисарае более половины (672 миллиона) заключены с российскими фирмами (из Татарстана и Башкирии). И только в Евпатории основная часть федеральных денег (800 миллионов рублей) досталась компании «Консоль» спикера российского парламента Крыма Владимира Константинова.

В то же время прибыль местных строительных компаний на полуострове неуклонно снижается. Так, в 2017 году количество убыточных строительных компаний составило 42% от общего числа.

Очевидно, что в нынешнем году на фоне роста убыточности местных предприятий всех отраслей (на 70% в Крыму и на 164% в Севастополе), негативная динамика сохранится и для строительного бизнеса.

Частично от масштабного строительства на полуострове выигрывают рабочие строительных специальностей – средняя зарплата в этой отрасли в июле 2018 года составила 34,4 тысячи рублей (13,8 тысяч гривен).

Однако высокие доходы характерны для тех, кто трудится на строительстве автодорог, где зарплата превышает 53 тысячи рублей (21 тысячу гривен). А вот строители-отделочники вынуждены довольствоваться окладом менее 10 тысяч рублей (3,8 тысяч гривен).

При этом российские подрядчики не спешат брать на работу крымских строителей, предпочитая завозить сотрудников из соседней России на вахтовый метод или гастарбайтеров из стран Центральной Азии. С такими работниками проблем меньше – им можно не выплачивать несколько месяцев зарплату, поскольку у них есть койка в общежитии и паек в столовой. А вот денег на билет домой нет. Такие истории неоднократно публиковали СМИ.

Прибыль местных строительных компаний на полуострове неуклонно снижается

В то же время объемы жилищного строительства на полуострове далеки от потребностей крымчан. Согласно российской статистике, по уровню обеспечения жильем Крым находится на самых низких позициях – на одного жителя приходится 17,5 квадратных метров общей жилой площади.

На протяжении 2015-2018 годов на полуострове количество введенных в строй квадратных метров жилья выросло примерно в 2 раза, но пока еще уступает украинским показателем. В 2013 году на полуострове (АРК и Севастополь) было принято в эксплуатацию 1267 тысяч квадратных метров жилья, а в 2017 году – 1063 тысячи квадратных метров.

Однако 996 жилых домов из 1018-ти введенных в строй в Севастополе в 2018 году – это индивидуальные дома, которые явно не решают жилищную проблему в городе.

Квартиры в Крыму недоступны для крымчан

Наиболее активно застраивается Симферополь вместе с районом, а также Ялта – на них приходится более половины всего жилищного строительства за последние годы в Крыму. И это вполне объяснимо – жилье в столице Крыма активно покупают переехавшие на новое место работы или службы россияне, а Ялта остается фаворитом для покупки курортной недвижимости.

Симферополь наряду с компанией «Консоль» застраивает фирма «Монолит», которая, по информации российских СМИ, связана с российским главой Крыма Сергеем Аксеновым. На ЮБК процветает строительный бизнес депутата российского парламента Крыма Евгения Кабанова, чья компания «ИнтерСтрой» застраивает Приморский парк в Ялте. В Севастополе местных девелоперов теснит российская компания «Талан-Ижевск» из Удмуртии, которая выиграла сразу несколько конкурсов, получив под застройку 20 га (15 га – вблизи моря) севастопольской земли. Учитывая, что нынешний российский губернатор города Дмитрий Овсянников работал в Удмуртии, российская компания в городе-герое имеет все шансы на успех.

Однако квартиры в возведенных многоэтажках остаются недоступными для крымчан: средняя стоимость квадратного метра в новостройках Крыма составляет 56 тысяч рублей (22,4 тысячи гривен), а в Севастополе – 60 тысяч (24 тысячи гривен). А цена на однокомнатную квартиру в Ялте вблизи моря стартует от 100 тысяч долларов. При крымских зарплатах работать на такую недвижимость придется очень долго.

Масштабное строительство в Крыму выгодно, в первую очередь, представителям крымского властного Олимпа, чьи компании активно застраивают полуостров. Хорошие дивиденды эта отрасль приносит и российским компаниям, которые осваивают здесь миллиарды по ФЦП.

А вот жители полуострова от строительного бума получают лишь пыль от новых карьеров, сокращение пляжей вследствие масштабной добычи песка, вырубку зеленых насаждений для прокладки трасс, застройку парков и заповедных зон, а также увеличение нагрузки на коммунальные сети. На покупку квартир в крымских новостройках денег у них нет.

Евгения Горюнова, крымский политолог

Крым.Реалии


Загрузка...

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ