Новый «варяг» для Херсонеса: чего ждать от смены руководства в музее-заповеднике

55

Новый «варяг» для Херсонеса: чего ждать от смены руководства в музее-заповеднике

В музее-заповеднике «Херсонес Таврический» перестановки. Светлана Мельникова, возглавляющая музей, вернется на свое прежнее место работы – во Владимиро-Суздальский заповедник. Херсонес же возглавит Елена Морозова –​ бывший сотрудник «Музея Водоканала» в Санкт-Петербурге. В причинах метаморфоз в администрации одного из ведущих крымских научных и культурных центров разбирался корреспондент Крым.Реалии.

Трудовой договор со Светланой Мельниковой был заключен на трехлетний срок летом 2016 года. Соответственно, как сообщают источники, близкие к Министерству культуры России и заповеднику «Херсонес Таврический», свой контракт она не доработает до конца.

Пресс-служба Херсонеса официально уход руководителя учреждения не комментирует. Представители музея в комментарии корреспонденту Крым.Реалии заявили: «Если подобные документы появятся, об этом будет объявлено официально».

Латентная дискуссия

В то же время источники в профильном российском министерстве рассказали «Медузе», что метаморфозы в администрации Херсонеса уже обсуждались и согласованы с министром культуры России Владимиром Мединским.

Издание также напоминает о некоторых участках, принадлежащих Херсонесу, на которые претендует Украинская православная церковь Московского патриархата. Там до революции 1917 года располагался христианский монастырь. Между музеем и церковью перманентно ведется полемика в отношении этой территории, и Светлана Мельникова, как и большинство прежних руководителей Херсонеса, выступала против церковной реституции этих земель.

Подобное решение нанесет большой вред херсонесскому музею-заповеднику

Светлана Мельникова

«Подобное решение нанесет большой вред херсонесскому музею-заповеднику и не позволит ему дальнейшего развития. Надо понимать, что в тех зданиях, на которые претендует Симферопольская епархия, находятся экспозиционные площади музея, фонды хранилища, реставрационные мастерские», – говорила Мельникова в начале прошлого года, когда УПЦ МП в очередной раз выступила с подобной инициативой.

В то же время Елена Морозова тесно связана с епископом РПЦ Тихоном Шевкуновым, курирующим выставку «Россия – моя история», в организации которой в Санкт-Петербурге принимала участие Морозова.

Крымский ученый, некогда тесно связанный с администрацией Херсонеса, в комментарии Крым.Реалии заявил, что уход Мельниковой из музея вряд ли проходит под давлением церкви.

«Эта дискуссия с церковью длится даже не годами, а уже десятилетиями. Они постоянно пишут какие-то бумаги, как-то мягко педалируют вопрос возвращения этих территорий. Мы, естественно, выступаем против этого и приводим свою аргументацию. Однако все это остается на уровне дискуссии и не перерастает в фазу какого-то активного конфликта. Епархия вместе с музеем сотрудничают по ряду научных проектов, организуются совместные мероприятия, поэтому я не думаю, что церковь довлеет в этой части», – сказал источник.

Зрелища вместо науки

Время работы в музее-заповеднике Светланы Мельниковой многим запомнится как достаточно яркими проектами, так и фактом увольнения нескольких десятков сотрудников, которые в своих обращениях к правительству и президенту России оценивали методологию работы директора как весьма неоднозначную.

Жаловались ученые и на так называемый проект благоустройства туристических маршрутов Херсонеса, который, по их мнению, диссонировал с привычным восприятием объекта культурного наследия.

Техплощадки и трибуны возводятся непосредственно среди руин. Прокладка так называемых дорожек искажает облик памятника

Николай Алексеенко

«Все благоустройство не отвечает наиболее близкому восприятию объекта культурного наследия… закрываются частично некоторые объекты археологии, сцены. Техплощадки и трибуны возводятся непосредственно среди руин, а частично прямо над ними. Прокладка так называемых дорожек искажает облик памятника, установка всех деревянных конструкций (входная зона, кассы, торговые киоски), бронзовой группы у башни Зенона искажает аутентичный облик памятника», – писал, в частности, бывший заведующий филиалом Херсонеса «Крепость Чембало» Николай Алексеенко.

Перестановки в руководстве Херсонеса, говорит источник Крым.Реалии, проходят по линии российского министерства культуры. Однако о точных причинах наш собеседник говорить не берется.

Провести фестиваль оперы и посидеть на одном ряду с Владимиром Путиным – это поддерживалось, а с наукой образовались проблемы

«Я не могу залезть в голову господина Мединского и узнать о точных причинах увольнения Мельниковой. Ее руководство можно охарактеризовать уходом от науки в сторону зрелищ. То есть провести фестиваль оперы и посидеть на одном ряду с Владимиром Путиным – это поддерживалось, а с наукой образовались проблемы. Был серьезный отток ученых с научными степенями. Стало ли это причиной ее увольнения или там какая-то иная логика – я не знаю», – подытожил источник.

Сотрудники Херсонеса, с которыми удалось поговорить корреспонденту Крым.Реалии, не спешат давать предварительные оценки своему будущему руководителю.

«Отсутствие опыта в профильной научной сфере не повод для того, чтобы сыпать различными негативными клише. У нас был прецедент, когда Херсонес возглавил Леонид Жунько – человек, который по образованию, если мне не изменяет память, сельскохозяйственный инженер. Помнится, коллектив его сразу мало того, что не принял, но и даже не воспринимал всерьез, но Жунько за короткий промежуток времени сумел познакомиться с материалом, наладить диалог и сотрудничество с учеными. Период его администрирования коллектив Херсонеса вспоминает достаточно теплыми словами. Если госпожа Морозова пойдет по похожему маршруту и будет искать диалог и точки соприкосновения с учеными, никаких проблем не будет», – сказал один из научных сотрудников музея, пожелавший остаться анонимным.

Предыдущая новость:

Правительство Севастополя прячет доходы и утаивает убытки

Загрузка...

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here