По данным газеты, появившиеся в СМИ после нападения на ночной клуб Reina в Стамбуле публикации стали причиной разжигания ненависти в отношении приезжих из Средней Азии, поскольку турецкие издания делали сильный акцент на национальности преступника, которая не раз «менялась» в ходе расследования.
Серьёзным сигналом можно считать нападение на уличного продавца в Стамбуле, в котором группа людей увидела сходство с разыскиваемым террористом. Мужчину избили, после чего доставили в полицию, где выяснилось, что он является гражданином Туркменистана, а к теракту не имеет никакого отношения.
Турецкие СМИ с самого начала расследования делали очень серьезный акцент на национальности преступника. Не смотря на то, что yациональность преступника менялась ежедневно, примерно так: киргиз, гражданин Кыргызстана, узбек из Кыргызстана, уйгур, уйгур из Китая, уйгур из Узбекистана, узбек из Узбекистана. И, в конце концов после задержания турецкие СМИ заявили, что Абдулкадир Машарипов – таджик из Узбекистана. Хотя «национальность» террориста была очевидной — боевик ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация). И на этом нужно было ставить точку. Однако тема только набирала обороты.
Больше всего удивили попытки некоторых турецких СМИ любым способом приплести к этому преступлению кыргызов. К примеру, после поимки убийцы вдруг написали: «Он жил у друга-КЫРГЫЗА!». Заглавные буквы — не мой выбор: таков акцент турецких изданий. Причём проживание у «кыргыза» преподносилось так, будто это хуже самого теракта или равнозначно ему. Но даже если бы его пособник был из Кыргызстана, непонятно это жгучее желание «найти кыргыза». Тем более что вскоре выяснилось, что человек, которого арестовали вместе с террористом в стамбульской квартире, оказался гражданином Ирака.
Эта тема очень сильно задела находящихся в Турции граждан стран Средней Азии, их бурную реакцию можно было наблюдать в социальных сетях.
Глава культурно-образовательного фонда Средней Азии Тахир Абдуллах в своем интервью газете Yeni Asya заявил, что после теракта в ночном клубе в Турции стали плохо воспринимать узбеков. «Мы считаем, что всё это произошло потому, что некоторые СМИ неправильно подходили к трагической теме, делая акцент на национальности. То, что преступник из Узбекистана, не делает граждан Узбекистана плохими», — пояснил Абдуллах.
Он напомнил, что раньше узбеки, кыргызы, уйгуры, казахи и другие выходцы из Средней Азии чувствовали себя в Турции как дома, но после террористического акта в ночном клубе отношение к ним изменилось. И многие граждане были встревожены этим.
Студент из Кыргызстана, проживающий в Анкаре, сказал мне, что не чувствует тревогу, но ему было неприятно постоянно видеть, как турецкие СМИ связывают преступника с Кыргызстаном. «После того как выяснилось, что убийца все-таки не кыргыз, турецкие издания продолжали искать связи. Так, в довольно серьезных изданиях писали о том, что у Машарипова обнаружили кыргызский паспорт, потом сообщили, что в Турцию он прибыл из Кыргызстана. И ничего из этого не подтвердилось. Преступник прибыл в Турцию через Иран, и кыргызского паспорта у него не было. Но никто в СМИ не извинился и не опубликовал опровержение», — сказал студент. Он считает, что эти обвинения не могут быть случайными.
В целом, нельзя сказать, что отношение к выходцам из Средней Азии у турок негативное. Традиционно оно дружеское, и чаще всего турки ссылаются на братские и исторические узы. Потому общение с турками среднеазиатам всегда даётся легко. На уровне личных связей многие приезжие констатируют, что какого-либо негатива к себе не замечали, хотя ситуация их изрядно напрягла. Безусловно, теракт в Reina и нагнетание в турецких СМИ не пройдут бесследно, но то, что турецкое издание написало о переживаниях иностранцев и предубеждениях местных жителей, уже большой плюс для турецкого общества.
Текст был написан для Фергана.ру