Инициировав уголовное преследование блогера Александра Лапшина, Азербайджан преследует цель сформировать прецедент и подавить свободное слово об Арцахе, запугать желающих посетить Карабах, говорится в заявлении защитника прав человека Нагорно-Карабахской Республики Рубена Меликяна. По его словам, Азербайджану не удастся превратить дело Лапшина в правовой прецедент, поскольку фактологическая база неприемлема для какой-либо демократической страны или учреждения.
«Более того, дело Лапшина превратится в обратный прецедент, увеличит интерес приверженных свободе слова и демократическим ценностям правозащитников и журналистов к Нагорному Карабаху», — в частности, заявил Р. Меликян.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, БАКУ СВОИМИ ДЕЙСТВИЯМИ лишь увеличил интерес к Арцаху со стороны иностранных граждан. Распиарили азербайджанские пропагандисты Нагорный Карабах по полной программе, так что теперь, можно не сомневаться, новый импульс получат в Арцахе туризм и политический «туризм» в частности. С другой стороны, власти Азербайджана сделали все, чтобы на деле Лапшина превратить свою страну просто в посмешище. Достаточно взглянуть на «страшные» картинки у трапа самолета, на котором доставили Лапшина в Баку, чтобы понять: «доблестный» азербайджанский спецназ настолько суров, что четыре бугая в полной экипировке и вооруженные до зубов способны конвоировать… блогера, в арсенале которого всего лишь слово. Ну очень крутые ребята!
Впрочем, от азербайджанской стороны иного поведения ожидать и не приходится. Вполне прогнозируемым было и решение Минска выдать Лапшина. Вполне ожидаемой оказалась сдержанная позиция Израиля, чьим гражданином в том числе является Лапшин, и столь же предсказуемой была негативная реакция России, гражданином которой тоже является Лапшин, на решение Беларуси выдать блогера.
Но есть во всей этой позорной истории один аспект, который почему-то до сих пор не заслужил должного внимания. Речь о безопасности граждан Армении на территории государств-союзников. Якобы, точнее, формально союзников. Так вот, очевидно: сегодня большинство граждан Армении, которых Азербайджан открыто называет врагами, чувствовать себя комфортно, в частности в Беларуси, не могут. Налицо прецедент (дело Лапшина), когда капризы Алиева за определенную мзду (орден, кредиты) Минск беспрекословно выполняет.
Да, все это преподнесено в юридической обертке нарушений азербайджанского законодательства. Но согласитесь, по идее, в ту же обертку в Баку могут обернуть любого гражданина Армении. Тем более журналистов, блогеров, патриотов, активных пользователей соцсетей. Словом, армян, чьи слова могут не понравиться азербайджанскому руководству, которое, по сути, использует Беларусь в качестве группы захвата. И оплачивает эту службу орденами и медалями. Кстати, о юридической обертке. Кто знает, против кого возбуждаются уголовные дела в Азербайджане? Кто из граждан Армении может точно сказать, что он «чист перед азербайджанским законодательством»?
ОФИЦИАЛЬНЫЙ МИНСК ЯВНО ИГРАЕТ С ОГНЕМ. РЕПУТАЦИЮ СВОЮ И СВОЕЙ СТРАНЫ президент Беларуси уже растоптал. И не сегодня. И не только в связи с делом Лапшина. Сейчас не будем напоминать о прежних шагах батьки, мотивированных пристрастиями к подаркам из Баку. Но сегодня Минск топчет и репутацию всех вокруг, лишь бы угодить Ильхаму. В частности, репутацию ОДКБ, являясь членом которой Беларусь должна воспринимать Азербайджан в качестве противника своего военно-политического союзника, ЕАЭС, являясь членом которого должна стимулировать, а не торпедировать интеграционные (в данном случае с Арменией) процессы. Тут, пожалуй, напомню о ключевых принципах евразийской интеграции: свободное передвижение капитала, свободное передвижение товаров и услуг, свободное передвижение рабочей силы. В данном случае (после истории с Лапшиным) по крайней мере о жизнеспособности третьего принципа говорить наивно: передвижение рабочей силы из Армении в белорусском направлении свободным назвать сложно, ибо оно зависит от более чем трепетного отношения Минска к прихотям Баку.
В этом контексте хотелось бы обратить внимание на еще одну деталь. Минскую группу ОБСЕ, пожалуй, пора переименовывать. На самом деле МГ подразумевает посредническую миссию, нейтралитет. Между тем сегодня Минск вызывает совсем иные ассоциации — далекие от понятий «объективность» и «непредвзятость». Очевидно, сегодняшний Минск не та столица, которая способна символизировать диалог и переговорный процесс. Сегодня Минск — столица, больше символизирующая цинизм, алчность и предательство.
Изначально в истории с Лапшиным позиция официального Еревана была оправданно сдержанной. Оправданно потому, что вопрос непосредственно касался Азербайджана, Беларуси, Израиля, России и, разумеется, НКР. Так что формально Армения к этому политическому спектаклю могла иметь лишь косвенное отношение. Однако с учетом того, что данный случай теперь можно расценивать как прецедент, у Еревана есть все основания выдвигать претензии и вопросы. Ключевой из них: могут ли граждане РА чувствовать себя защищенными в странах -партнерах по ЕАЭС? Это вопрос к Москве, модератору и инициатору евразийской интеграции. А к Минску… Впрочем, тут вопросов, пожалуй, нет. Правильнее обращаться с вопросами к Алиеву, если хочешь прояснить позицию Лукашенко.