Действительно, отношения Беларуси с Азербайджаном более продвинутые, чем с Арменией. Об этом в беседе с Tert.am сказал общественный деятель, политический обозреватель Виктор Коноплев, говоря о решении Минска относительно экстрадиции блогера Александра Лапшина в Баку.
По его словам, это объясняется очень просто. «Азербайджан богаче, у него больше денег. Ему можно больше сбыть белорусской продукции, в том числе, военно-технического назначения. Время от времени Беларусь покупает там нефть, когда у официального Минска возникает конфликт с Россией, как сейчас. В 2010 году Азербайджан выделил Беларуси кредит в трудный момент, когда нужно было срочно платить России за газ».
На его взгляд, что касается истории с экстрадицией в Азербайджан блогера Лапшина, то здесь объяснение позиции Минска очень простое:
«Лукашенко на пресс-конференции 3 февраля ситуацию с Лапшиным прокомментировал так: «Когда этот вопрос появился, я смотрю — вот есть такой человек. Поручаю МИДу: слушай, чтобы не было скандала, попытайся согласовать с министрами иностранных дел Израиля, России и Азербайджана, чтобы он не стал каким заложником. Если Израиль, Азербайджан и Россия договорятся, мы сделаем, как они договорятся. А договариваться никто не захотел».
Если перевести этот немного завуалированный ответ из дипломатического на обычный язык, то, на мой взгляд (моя гипотеза), ситуация выглядела так. Арестовав Лапшина на запрос Азербайджана, Лукашенко выставил его на аукцион: кто что за него может дать? Дескать, чем вы нам заплатите за освобождение Лапшина: нефтью, газом или кредитом? Опыт торговли политзаключенными у Лукашенко большой.
Однако здесь Лукашенко ошибся. Никто не захотел платить ( «договариваться никто не захотел»). В результате глава Беларуси попал в собственную ловушку, перехитрил сам себя.
Что в такой ситуации оставалось делать? Сказав «А», нужно говорить «Б». Если человек уже арестован и выкупать его никто не захотел, то ничего другого не оставалось, как передать его Азербайджану. Послушаем снова Лукашенко, который дал понять, что теперь уже отпустить Лапшина он не может: «Это уже стало достоянием гласности. Если бы это еще не было известно … я бы начал думать … », — сказал глава Беларуси.
В целом для Беларуси, я считаю, это дипломатический прокол. Ибо ради добрых отношений с Азербайджаном Минск испортил отношения не только с Арменией, но и с Россией и с Израилем (Лапшин — гражданин РФ и Израиля).
Чем нынешний белорусско-российский конфликт отличается от предыдущих? Прежде всего, другим историческим контекстом.
Во-первых, Россия резко усилила силовой компонент в своей внешней политике, что породило украинский кризис, «холодную войну» с Западом.
Во-вторых, Беларусь в этих конфликтах РФ с миром заняла позицию нейтралитета.
В-третьих, падение мировых цен на нефть повлекло за собой экономический кризис в ЕАЭС, уменьшение российского энергетического гранта Беларуси.
В-четвертых, все это совпало с острым кризисом белорусского социальной модели».