Относительно недавно президент США Дональд Трамп ещё раз поторопился. С одной стороны, хозяин Белого дома не сделал ничего экстраординарного – он просто ещё раз подтвердил то, что и так на протяжении многих десятилетий было известно: что именно Турция самый важный и лучший союзник США в регионе. С другой же стороны, сразу после попытки приклеить на Иран ярлык «террористического государства» и огласки намерений причислить иранскую конституционную структуру – Корпус Стражей Исламской революции (КСИР), к террористическим организациям, Трамп, получив отповеди и от Верховного лидера Исламской революции аятоллы Сейеда Али Хоссейни Хаменеи, и от президента Ирана Хасана Роухани, решил публично «посоветовать» иранскому президенту «быть поосторожнее» в своих высказываниях.
Для Армении и армян всего мира эти далеко идущие «заявки» Трампа должны стать программными – они помогут понять, собирается потворствовать республиканец-мормон как на Ближнем Востоке, так и в Закавказье, по всему спектру актуальных проблем. Ориентируясь на публичные высказывания Трампа, армянство мира должно пресекать спекуляции тех из наших соотечественников, которые за деньги или даже бесплатно занимаются горлопанством в пользу США и переориентации Армении на США. Потому что абсолютно заметно, что с турками у Вашингтона «новый роман», а на Иран американцы вновь «точат зубы» — всё точно так, как возжелал Израиль…
Кстати, на очередную реплику Трампа власти Ирана пока не ответили. Зато ответил один из ближайших региональных союзников Ирана – ливанская партия «Хезболлах». Её лидер шейх Хасан Насралла, как сообщило 12 февраля Associated Press, буквально обрадовался из-за слов Трампа: «Мы очень оптимистично настроены в связи с тем, что и разглагольствует о своей глупости». По его словам, в настоящее время движение «Хезболлах» гораздо сильнее, чем в начале 1980-х годов, и не должно беспокоиться из-за угроз со стороны Запада и Израиля. А Общешиитское движение в регионе набирает силу. Понятно, что если даже шейх Насралла и не согласовывал конкретно данное своё заявление с Ираном: всё равно его смысл созвучен с теми общими идеями, которые объединяет Тегеран с шиитами Ирака, Сирии, Ливана и других стран. Так что вполне можно сказать, что устами шейха Насраллы Дональду Трампу отвечал сам Иран.
Нас интересует всё-таки иной инцидент, имевший место между заявлениями Трампа о Турции и Иране и бравурным ответом шейха Насраллы – 9 февраля. На сайте генштаба вооружённых сил Турции сообщается следующее: «9 февраля в 08:40 во время операции по нанесению авиаударов по целям «Исламского государства» (ИГ), произошёл инцидент, в результате которого российская бомба попала по месту расположения турецких военных. В результате 11 турецких военных были ранены и три человека убиты». «Военные самолёты РФ во время авиаударов по объектам ИГ случайно поразили здание, где находились турецкие военнослужащие, участвовавшие в операции «Щит Евфрата», — подчеркнул представитель турецкого ведомства. Замечу – сам же генштаб Турции подчеркнул, что инцидент был и что расследование ведётся обеими сторонами. Всё бы хорошо – но не давали и не дают покоя два вопроса:
1) Случайно ли, что непредумышленная атака российских Военно-космических сил (ВКС) имела место именно после слов Трампа о Турции и Иране, если учитывать, что лишь недавно россияне и турки начали совместные авианалёты против террористов?
2) Случайно ли, что инцидент произошёл….под городом Эль-Баб, который турки не могут взять вот уже свыше 4 месяцев, а в январе к этому городу подошли и подразделения регулярной сирийской армии, и шииты-ополченцы? Разумеется, и иранские военные советники из КСИР – с ними…
Сразу после первых сообщений о трагедии в районе Эль-Баба — когда ещё уточнялось, чья именно авиация нанесла удар по турецким позициям, — состоялся телефонный разговор президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана. Российский лидер выразил турецкому коллеге соболезнования, а примерно через 20 минут после информации об этой беседе представители турецкого командования впервые заявили о причастности к инциденту российских ВКС. Как заявил позже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, ВКС России при нанесении удара в Сирии . Он пояснил, что ситуация понятна обеим сторонам, никаких спорных моментов не возникло, а также подчеркнул, что необходимо совершенствовать механизм обмена информацией при выполнении совместных операций: «Ситуация очевидная, к сожалению. Наши военные в ходе нанесения ударов по террористам руководствовались теми координатами, которые были нам переданы турецкими партнёрами. И в пределах этих координат турецких военных быть не должно было. Поэтому эти непреднамеренные удары имели место». Отвечая на вопрос, является ли это ошибкой турецкой разведки, которая дала России неверные координаты, Песков указал, что «это была несогласованность в предоставлении координат».
Когда разные силы, тем более разных государств, решают одну задачу, необходим мощный координирующий штаб с хорошим знанием языка и хорошими специалистами, чтобы они работали как единое целое. Это то, что военные любой страны называют «наладить тесное взаимодействие». Видимо, под Эль-Бабом просто не было такого взаимодействия. Или же переводчики были слабые, а военная терминология – это непростая терминология, тем более если друг напротив друга русские и турки. Или где-то был недостаточный обмен информацией о дислокации своих войск и войск противника. Что-то произошло на уровне взаимодействия. Потому что, если есть общая задача, общая цель, все должны работать по единой карте, по единой системе данных и по единому плану. Но вопрос в том, что, «подумав» пару-тройку дней, Анкара начала утверждать, что якобы координаты турецких военных своевременно передавались командованию ВКС России на базе «Хмеймим». Согласимся, что турки – и, видимо, не без «советов» нового шефа Пентагона США «Бешенного пса» — генерала Джеймса Матисса, решили строить из себя «обиженную сторону». К тому же 11 февраля ряд информагентств сообщил, что на плато Эль-Баб произошло первое вооружённое столкновение между правительственными войсками Сирии и протурецкими боевиками. И произошло это ровно в том районе, где была бомбардировка турецких позиций российскими ВКС. Не могли ли таким образом представители сирийской государственной армии сознательно дать неверную наводку для ВКС России, чтобы пострадали турки? Ну, а если будем ещё откровенней – иранцы «посоветовали» сирийцам?
Впрочем, судя по сообщению Минобороны РФ, распространённом 11 февраля ИТАР-ТАСС, российское военное командование прекрасно осознавало то, что происходит, и, более того, всё это с турками: «11 февраля в ходе наступления на северо-востоке провинции Алеппо при поддержке авиации ВКС России подразделениями Вооружённых сил Сирии освобождён от террористов ИГ населённый пункт Тадеф, являющийся наиболее укреплённым форпостом боевиков на подступах к городу Эль-Баб. В результате наступления сирийские правительственные войска вышли на линию разграничения». По данным Минобороны РФ, правительственные силы уничтожили более 650 боевиков, два танка и четыре БМП, а также 18 автомобилей повышенной проходимости с установленным на них тяжёлым вооружением и другую технику. Вот так. В самом конце января, напомним, СМИ Сирии, Ливана, к примеру, телеканал «Аль-Манар», сообщал, что сирийские войска находятся уже в 5, затем 3-2, наконец, полутора километрах от Эль-Баба. И было понятно, что наступают сирийцы и шиитские ополченцы с южного и восточного направлений, потому что с северной и западной сторон этот город блокирован формированиями «сирийской оппозиции» и туркоманами, которых поддерживают турецкие военные. – обратим внимание и на эту часть заявления Минобороны РФ: «Кроме того, , по которой осуществлялось снабжение вооружением и боеприпасами бандформирований ИГ в городе Эль-Баб».
Итак, теперь понятна суть совместной – как мне представляется – операции военных Сирии, Ирана, шиитских ополченцев и России. Ракка, или Эр-Ракка – напомню, это пресловутая «столица» террористов в Сирии и, заодно, административный центр самой газо- и нефтеносной провинции Сирии. Таким образом, или же турок вынудили считаться с тем, что дальше северных и западных предместий Эль-Баба им запрещено идти, и турки с этим вынужденно смирились, или же… Турецких военных наглядно «предупредили», что с ними может быть, если они попытаются воспротивиться заявке ещё месячной давности зам. командующего КСИР Ирана бригадного генерала Расула Санайи Рада о том, что Сирия, иранские военные советники и ополченцы партии «Хезболлах» в ближайшее время освободят всю провинцию Хомс, провинцию Рака, город Тадмор (Пальмира) и другие стратегически важные пункты и территории Сирии, как и – завершат освобождение Мосула. Комичность и щекотливость ситуации в Эль-Бабе заключается в том, что тут, как и в своё время в Алеппо, присутствуют также и…силы американского спецназа, что на днях подтвердил московский агент влияния США, журналист Павел Фельгенгауэр. По утверждениям Вашингтона, его вокяи в Эль-Бабе для того, чтобы выявлять цели и корректировать возможные авиаудары сил анти-ИГ коалиции. А на деле? В Алеппо около 150 спецназовцев из США, Турции, Франции, Великобритании, Израиля и ряда арабских стран были… на стороне исламистских террористов, пусть и не из банд ИГ! И кто же после этого даст и что за гарантии даст – если даст!!! – того, что американский спецназ в Эль-Бабе будет сотрудничать с Россией, Ираном, Сирией и шиитским ополчением?
А вопросы не праздные и не риторические. Видимо, именно из-за присутствия в городе спецназа США турки столько месяцев воевали ни шатко-ни валко и не торопились ни на штурм, ни на серьёзные арт- и ракетные обстрелы Эль-Баба – своих же могли «накрыть». Именно сопоставление всех данных, официальных сообщений и учёт нюансовых резонов не позволяет, например, согласиться с точкой зрения российского генерала в отставке Леонида Ивашова – о том, что не в интересах, мол, Сирии сейчас провоцировать действия российских ВКС и иранских военных советников против Турции, потому что, мол, и в Астане, и до Астаны была достигнута договорённость о трёхстороннем формате (Россия-Иран-Турция) политического урегулирования по Сирии. Как и не могу согласиться с Ивашовым в том, что «американцы сейчас будут предпринимать всё (и они уже приступили к этому при новом президенте), чтобы разрушить треугольник Россия-Иран-Турция, к которому будут присоединяться и другие страны и который меняет ситуацию на Ближнем Востоке». Помилуйте, генерал – этот треугольник заявлением Трампа о создании «зон безопасности для беженцев в Сирии», потому что Турция тут же поддакнула Вашингтону. А это означает – США и Турция возвращаются к плану «ливизации» Сирии и фактической оккупации некоторых сирийских территорий. Вот уж что не могло не озаботить как руководство Сирии, так и Иран, и военное командование ВКС России! Приведу ещё одну цитату из генерала Ивашова, где он силится обосновать, что могут сделать США ради цели «разрушить треугольник» Россия-Иран-Турция: «Мы видим санкции против Ирана. Сейчас что-то будет предприниматься против Турции. Я не исключаю, что и террористические акты организуют американские спецслужбы, и новую попытку переворота в Турции».
Нет логики, если по-честному: зачем свергать послушного мальчика Эрдогана, который и сам, через того же Фетхуллаха Гюлена и Неджметтина Эрбакана – «клиент» спецслужб США?! «Игры» в требования «выдать Гюлена» — играми, но ведь куда ж увести взоры от того, что самое по себе «умеренное исламистское движение» Турции и есть детище совместной операции спецслужб США и Израиля? А тут Эрдоган оперативненько откликнулся на призыв Трампа о создании «зон безопасности для беженцев в Сирии», да ещё не поливал огнём американский спецназ в Эль-Бабе. За что ж столь верного приверженца «арабской весны» в Сирии терроризировать или свергать? Не за что. Так что раскол американцы уже внесли – я считаю, что де-факто с 26 января 2017 г., когда из окружения Трампа и выдали информацию о планах Вашингтона создать в Сирии «», коалиция России-Ирана-Турции неумолимо пошла по пути самораспада. Потому что в тот же день (28 января) представитель МИД Турции Хусейн Муфтуоглу заявил, что «Турция ожидает результата от обещания президента США Дональда Трампа создать зоны безопасности в Сирии», напомнив, что турецкая сторона уже длительное время отстаивает необходимость создания таких зон: «Мы услышали намерение президента США изучить данный вопрос. Что важнее всего — результаты этого исследования». Так что, как говорится, сколько турецкого волка ни корми – турецкий волк всё равно в американский лес бежит. И эту малоприятную реальность в Москве, Тегеране и Дамаске, безусловно, осознали крайне быстро – ситуация того требовала, так как полное занятие Эль-Баба как раз и открыло бы Турции свободную дорогу к оформлению квази-государства на севере Сирии с протурецкой администрацией из числа «умеренной сирийской оппозиции», а на деле – из числа туркоманов.
Отметим также немаловажные факты – именно после удара российских ВКС по туркам (10 февраля), американцы и французы внезапно заявили, что намерены «ускорить освобождение» Мосула и Эр-Ракки. А Эрдоган с 12 февраля анонсирует, что якобы турецкие войска с северного направления уже инфильтровались в Эль-Баб. Ну а с юга и востока в городе, образно выражаясь, «шиитская коалиция» под прикрытием российских ВКС – и что дальше? Иранцы и шииты из различных стран, как и российские ВКС, в Сирии находятся и действуют по официальному и, стало быть, легитимному запросу властей Сирии. Как известно, турки со своим «Щитом Евфрата» — нет, их никто не просил и не приглашал. И ещё 22 декабря прошлого года сирийский политик, причём – курд из оппозиционной группировки «Сирийский демократический совет», действующей под опёкой США, Рейзан Хеду жёстко заявил: «Захват турецкими войсками Эль-Баб прямо нарушит суверенитет Сирии». Мы вправе эти слова расценить и как предупреждение курдов Сирии в адрес Турции – возьмёте Эль-Баб? Объединимся с Башаром аль-Асадом и Ираном и выбьем турок из Эль-Баба. Кстати, вот продолжение заявлений курда Рейзана Хеду: «Мы выступаем за целостность территории Сирии и борьбу с терроризмом. Но необходимо уничтожить «муравейник», чтобы убить всех муравьёв. Я имею в виду, что пока источники, снабжающие терроризм, существуют, террористы продолжат присутствовать в Сирии. Хочу подчеркнуть, что мы за единую, светскую и демократическую Сирию». И для кого секрет, что «один из источников, снабжающих терроризм в Сирии» — это как раз Турция Реджепа Эрдогана?
Дорогу Мосул (Ирак) – Эр-Ракка (Сирия), по которой шло снабжение боевиков ИГ из Ирака, перекрыли, освободив Восточный Мосул, ополченцы шиито-курдо-христианского движения «Аль-Хашид аш-Шааби». Дорогу от Эль-Баба на Эр-Ракку, и как раз после удара российских ВКС по туркам, перекрыли армия Сирии, иранцы и бойцы ливанской «Хезболлах». Плюс – имеет смысл также напомнить, что в декабре 2016 г. и со стороны Башара аль-Асада было «телепортировано» предупреждение туркам о том, что если турецкие военные увидят вступление в Эль-Баб сирийской армии, то это станет «красной линией» для Анкары. Иными словами, сирийские Вооружённые силы, «в случае чего», будут готовы и оружие применить против турок. А что такие ситуации «в случае чего» — весьма даже возможны, убеждает то обстоятельство, что в официальных сообщениях российских и иранских военных источников из Эль-Баба наглядно видно, что «во всём виноваты турки». Вот допустимый сценарий такого «в случае чего» — например, на стороне Асада действуют курдско-арабские отряды «Сирийского национального сопротивления». Всё глубже и глубже неприязнь к США и израильтянам – у руководства курдской «Партии демократического союза» (PYD) и близких к ней курдских «Отрядов народной самообороны» (YPG), уже за Джераблус и Манбидж с прошлого года ожидающих удобного момента, чтобы насолить Турции – ведь у Эль-Баба турки, вместо того, чтобы воевать с боевиками ИГ, вначале «отгоняли» от города именно курдские отряды YPG. Учитывая наличие этих сил, опасность сирийско-турецкого вооружённого противостояния возрастает ещё больше. Как и опасность того, что, по крайней мере, иранские военные советники и шиитские добровольцы могут исподволь – раз уж они вступили с юга в Эль-Баб, оказать помощь и армии Сирии, и курдам. А то и перебросить из Ирака к Эль-Бабу, Эр-Ракке и Тадмору (Пальмире) некоторые отряды ополчения «Аль-Хашид аш-Шааби», в рядах которого, как известно, и часть пешмерга Курдской рабочей партии Турции (PKK)… Думаю, что уже даже самые малоосведомлённые примерно сумели представить, что за «каша заварится» вокруг Эль-Баба, Эр-Ракки и Тадмора (Пальмиры)…
Выражу уверенность в том, что и Анкара всё это видит и в полной мере осознаёт тяжесть возможных последствий, пусть даже и ситуационного, объединения сил Сирийской армии, иранских военных советников, шиитских добровольцев и курдских пешмерга из всех партий и организаций, будь то под Эль-Бабом или в Эр-Ракке. Между тем, США же держат турок «на коротком поводке» после слов Трампа о скором создании в Сирии «». Вопрос – как удастся российским ВКС и помогать выше перечисленным силам, а это неизбежно, — и в то же время как бы «не мешать» или даже помогать и Турции, коль скоро под тем же Эль-Бабом пару раз российские лётчики и турецкие ВВС уже взаимодействовали? Пока ответа на данный вопрос нет. Но мы можем вновь обратиться к нюансам заявлений Минобороны РФ как о самом инциденте с авиаударами по турецким военнослужащим 9 февраля, так и о военных достижениях в Эль-Бабе и рядом с городом от 11 февраля. Посёлок Тадеф – то есть, в сущности, ворота в Эль-Баб и южные пригороды уже в руках сирийцев и иранцев. Если исходить из того, что веры на турка – мало, то тогда припозднившиеся заявления турецкого генштаба о том, что якобы у русских были уточнённые координаты турецких военных в Эль-Бабе и что, выходит, русские умышленно бомбили турок, — следует квалифицировать как кем-то продиктованный ход, целью которого является быстрей прекратить контакты между российскими и турецкими военными по Сирии. Но это и есть основа «треугольника» Россия-Иран-Турция, так как Иран с начала года уже неоднократно официально объявлял, что никакие турецкие и американские предложения об уходе иранцев из Сирии приняты не будут. То есть, в принципе, «треугольник» почти 2 месяца уже – «двухугольник» при выжидательной позиции Ирана. И если принимаем объявленные российским Минобороны 9 и 11 февраля точки зрения за достоверные данные, то тогда следует ожидать, что вскоре либо Турция «по умолчанию» согласится не противиться в Сирии никому (пожалуй, лишь в случае вступления в бои курдов Анкара не выдержит «молчания» — прим.), либо же «сирийский треугольник» вернётся к своим исходным очертаниям, т.е. Россия-Иран-Сирия, при иракских шиитах «в запасе». Тогда участь и Турции, и американских «безопасных зон для беженцев» в Сирии будет предопределена самой логикой формирования изначального «сирийского треугольника».