Сирийские противоречия России

Последний инцидент в воздушном пространстве Сирии с участием израильской авиации стал показателем сложностей, с которыми сталкивается российская дипломатия в рамках конфликта. Москве приходится маневрировать между все более противоречащими друг другу интересами внешних и внутренних игроков сложного и мозаичного конфликта.

НАПОМНИМ, ЧТО ОБ ИНЦИДЕНТЕ, КОТОРЫЙ ИЗРАИЛЬСКАЯ ГАЗЕТА «ГААРЕЦ» назвала самым серьезным военным инцидентом между Израилем и Дамаском с начала конфликта в Сирии, стало известно 17 марта. По версии израильской стороны, в ночь на 17 марта самолеты израильских ВВС нанесли удары по нескольким целям на территории Сирии. В свою очередь Дамаск сообщил, что один израильский самолет, принимавший участие в налете, был сбит, другому нанесен ущерб. Израиль эту версию опроверг, заявив, что по самолетам было выпущено несколько зенитных ракет, одна из которых была перехвачена израильской системой ПВО «Стрела».

Позднее израильская сторона сообщила, что целью авиаудара было уничтожение современного вооружения, попавшего к ливанскому шиитскому движения «Хезболлы». Об этом заявил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, а министр транспорта и разведки Исраэль Кац сообщил, что израильские ВВС атаковали автоколонну, перевозившую партию оружия для «Хезболла». В принципе в действиях израильских ВВС нет ничего нового: ранее подобные удары по силам ливанских шиитов в Сирии наносились неоднократно. Параллельно израильские военные несколько раз наносили удары и по сирийским войскам в районе Голанских высот, по сути, поддерживая действующих в районе боевиков оппозиции. Также необходимо отметить сообщения о том, что раненые сирийские боевики проходили лечение в израильских госпиталях.

Оба эти направления отражают некоторые особенности региональной политики Израиля. Делается попытка не допустить усиления движения «Хезболла» за счет получения новых вооружений в рамках сирийского конфликта. Также Израиль стремится воспрепятствовать военному присутствию группировки в районе Голанских высот, что рассматривается израильской стороной как присутствие Ирана непосредственно у границ Израиля. Аналогичным образом израильские военные не заинтересованы в восстановлении контроля над районом со стороны сирийской армии, по некоторым признакам, предпринимая шаги по «приручению» некоторых действующих на юге Сирии оппозиционных группировок. Отметим, что указанный курс осуществляется на фоне стремления Израиля обозначить свою нацеленность на сохранение контроля над Голанскими высотами вне зависимости от исхода конфликта.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ В ПОСЛЕДНИЕ МЕСЯЦЫ НАБЛЮДАЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЕ повышение военной активности Израиля в Сирии. В первую очередь это может быть связано с перспективами изменения соотношения сил в стране. Усиление позиций сирийского режима и провал попыток силового свержения действующего президента страны делают вероятной перспективу долгосрочного военного присутствия группировки «Хезболла» и Ирана в стране, что в свою очередь вызывает рост военной активности Израиля. Так, по данным Intelligence online, Тегеран требует от «Хезболлы» увеличить численность своей группировки в Сирии, а также создавать действующие или спящие ячейки рядом с Израилем. При этом издание отмечает, что иранские планы противоречат планам России. Также примечательна информация иранских СМИ о создании в Сирии под эгидой иракского шиитского движения «Харакат Хезболла аль-Нуджаба» бригады, целью которой называется освобождение Голанских высот.

Усиление геополитической конкуренции создает сложности для российской стороны, вынуждая ее маневрировать между Израилем и Ираном и пытаться согласовывать противоречивые интересы. С одной стороны, между Москвой и Израилем, скорее всего, действуют негласные договоренности относительно координации в Сирии с учетом того, что российская авиация и системы ПВО, контролирующие сирийское воздушное пространство, не препятствуют израильским самолетам при нанесении ударов в Сирии. С другой стороны, иранские военные советники и силы движения «Хезболла» совместно с российскими военными сражаются на стороне сирийского режима, играя ключевую роль в военных успехах Дамаска. Косвенным проявлением указанных противоречий российской политики в Сирии и недовольства Москвы действиями Израиля стала информация The Jerusalem Post, сообщившей о вызове посла Израиля в Москве Гари Корена в МИД РФ в связи с последним авианалетом израильских ВВС.

Дополнительную напряженность для Москвы создает и усиление в последние месяцы антииранской активности Израиля, стремящегося сформировать региональный альянс против Тегерана. Москва также сталкивается с прямыми попытками Израиля воздействовать на российскую позицию в вопросе иранского присутствия в Сирии. Так, последний визит премьер-министра Израиля в Россию прошел под знаком именно этих шагов. В частности, накануне визита Нетаньяху в Москву 9 марта его канцелярия сообщила, что в ходе встречи с президентом РФ он собирается «выразить резкое несогласие Израиля с присутствием у его северной границы и в Средиземном море сил Ирана и его марионеток при любом исходе переговоров по Сирии».

ПРИ ЭТОМ НЕОБХОДИМО ОТМЕТИТЬ, ЧТО СХОЖИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИИ дают о себе знать и на севере Сирии, где имеет место столкновение интересов Ирана, Дамаска и Турции и где Москве также приходится маневрировать между основными участниками конфликта. Москва не хочет нового обострения с Турцией с учетом того, что его последствия затронут энергетические проекты, связанные с турецкой стороной, а также повлияют на процесс урегулирования сирийского конфликта, в котором участвует Анкара. В то же время российской стороне необходимо учитывать и интересы союзников Москвы по сирийскому конфликту – Дамаска и Тегерана, заинтересованных в максимальном ограничении турецкой экспансии на севере Сирии.

В перспективе сложности российской дипломатии, видимо, будут лишь нарастать с учетом роста интенсивности и масштабов конкуренции в Сирии. Инцидент, произошедший 17 марта с участием израильской авиации, стал еще одним подтверждением этой тенденции, и в этом плане также примечательна реакция на действия сирийских военных министра обороны Израиля Авигдора Либермана, который уже пригрозил уничтожением системы ПВО Сирии в случае ее нового применения против израильских самолетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *