Крепкий орешек, оловянный солдатик

В России вновь заговорили о необходимости ослабления обменного курса своей валюты. И это неприятно… Армянские экспортеры еще не забыли катастрофическую ситуацию с поставками по уже заключенным контрактам своей продукции на российский рынок, когда рубль по отношению к доллару США из-за резкого падения цен на нефть грохнулся вдвое. В результате армянские экспортеры автоматически начали терять доходы, а многие товары из нашей страны попросту утратили конкурентоспособность на российском рынке.

ОДНАКО В МОСКВЕ, ПУСТЬ И НЕ СРАЗУ, ОЦЕНИЛИ ПРЕИМУЩЕСТВА СЛАБОГО РУБЛЯ уже для своих экспортеров, которые, напротив, усилили экспансию своей продукции на рынки стран СНГ. После этого любое укрепление национальной валюты РФ и даже стабилизация ее обменного курса непременно удостаивались негативной оценки на самом высоком уровне — вплоть до Кремля и Белого дома. При этом звучащие из Москвы призывы к другим странам — прежде всего в адрес Казахстана — не затевать валютные войны, то есть не манипулировать искусственно валютными курсами в интересах своих экспортеров, выглядели довольно цинично.

И вот минули времена резких колебаний цен на нефть, рубль сначала стабилизировался, а потом и неплохо укрепился. Экспортеры в Россию, в том числе армянские, несколько перевели дух. Но не тут-то было…

На днях Минфин РФ вновь заявил о «переукрепленности рубля на 10-12%». «Рубль переукреплен от фундаментальных значений на 10-12%, эти условия выгодны для исполнения обязательств по внешнему долгу», — заявил глава Минфина РФ Антон Силуанов.

Ему вторит глава Минэкономики РФ Максим Орешкин, который также оценивает курс рубля «выше фундаментальных значений». «Инфляция сейчас идет ниже наших ожиданий по ряду причин, в том числе потому, что обменный курс идет ниже наших ожиданий. Курс отклонился от фундаментальных значений, это отклонение сохраняется», — заявил он. По словам министра, возвращение курса к фундаментальным значениям будет зависеть от состояния платежного баланса. «Очень важно понимать, что для ЦБ важна инфляция не только этого года, а скорее ему важна ситуация с инфляционными ожиданиями и ожиданиями долгосрочной динамики инфляции», — добавил Орешкин.

Что же делают в этой связи наши российские партнеры? Правильно: скупают в больших масштабах доллары на рынке с тем, чтобы искусственно ослабить курс рубля. По словам Силуанова, уже куплено $500 млн, и до конца года «есть возможность купить не меньше $1 млрд». Особо подчеркнем, что речь идет о покупках валюты сверх тех средств, которые Минфин РФ направляет на пополнение Резервного фонда, то есть на деле рынок «пылесосят» гораздо больше, чем говорят.

ЧТО ЖЕ В ЭТОМ ОТНОШЕНИИ ПРОИСХОДИТ В АРМЕНИИ? ДА В ОБЩЕМ-ТО НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ. Если вы обратили внимание на ту часть цитаты М.Орешкина, где одной из причин низкой инфляции называется низкий обменный курс, то в Армении эта схема почему-то не действует. У нас не то что низкая инфляция — дефляция, причем уже давно, и она-то и содействует повышению обменного курса национальной валюты. Но, с другой стороны, как заметил недавно в ходе своих предвыборных встреч в Тавуше глава правительства Карен Карапетян, «с октября прошлого года мы 4 раза снизили ставку рефинансирования», то есть по сути удешевили деньги, драм.

Тем не менее драм продолжает стоять стойко, как оловянный солдатик. И дело тут совсем не в иранских туристах: их прибытие на две недели на празднование Новруза в Армению будет иметь краткосрочный эффект в плане некоторого укрепления драма, поскольку на внутреннем рынке появился дополнительный приток валюты в виде «иранских» долларов. Но ведь драм «не двигался» и до Новруза и, скорее всего, не будет активничать и после. Какая-то все-таки, прямо скажем, странная политика наших финансовых властей.

Не будем также забывать, что приоритетом экономической политики в нашей стране провозглашено содействие экспорту. И это правильно с учетом малых объемов внутреннего рынка, который не позволяет компаниям развиваться без выхода на внешние рынки. И в этой мозаике по поддержке экспортеров явно и давно недостает чрезвычайно важного элемента — слабеющего драма. Получается, что приоритетом выдвигается экспорт, а политика обменного курса поддерживает… импорт, которому сильный драм как раз на руку?

Будучи во многом не согласны с экс-премьером Грантом Багратяном, вынуждены при этом солидаризироваться с ним, когда он утверждает, что в Армении драм должен медленно, но верно девальвироваться, то есть со временем плавно слабеть по отношению к американской валюте. Завтра в России рубль снова ослабят за счет масштабной скупки с рынка долларов, что снова бумерангом ударит как по армянскому экспортеру, так и в целом по внутреннему производителю, ведь тогда подешевевшие российские товары с удвоенной энергией хлынут на наш рынок, выводя с него из-за утраты конкурентоспособности местную продукцию. Чем тогда ответим? Крепким орешком — драмом?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *