Москва может создать условия для баланса сил на Кавказе

Как отнесется Москва к новому рамочному соглашению Армении с Евросоюзом? Как отразится напряженность между Россией и Белоруссией на евразийской интеграции? Может ли Москва вынудить Баку не начинать новую эскалацию в регионе? На эти и другие вопросы в интервью агентству «Новости-Армения» ответил программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» и РСМД Иван Тимофеев.

– Знаете, тут нужно смотреть на прецеденты. Недавно было подписано новое базовое соглашение Казахстана с ЕС. И в принципе никаких проблем это не вызвало, то есть казахская дипломатия смогла провести с Москвой диалог очень адекватно, объяснить, в чем суть новых параметров отношений с ЕС, и, в принципе, в Москве это восприняли спокойно.

Я не вижу больших каких-то угроз, связанных с соответствующим базовым соглашением с Арменией. Другое дело, что требуется, конечно, какой-то разговор. Коль скоро мы, по сути, находимся в одной экономической зоне, конечно, нужно какие-то вещи, хотя бы на уровне диалога проговорить. Как вы видите отношения с ЕС, может быть роль России в этом процессе? Тот же вопрос по санкциям. Что с ними делать? Все-таки это серьезный фактор для евразийской интеграции.

Поэтому я опять же не драматизировал бы это (соглашение). Конечно, при желании все можно вывернуть так, что будет катастрофа. Но, в принципе, таких предпосылок, которые делали сложности неизбежными, нет. Казахский опыт показывает, что это можно сделать.

– Любая интеграция – это очень сложный процесс. Если мы посмотрим на историю евроинтеграции, то там тоже была масса проблем, которые есть и сейчас. Посмотрите на «брексит» — это серьезный удар, посмотрите на греческий кризис. То есть, в любом интеграционном процессе всегда возникают какие-то вопросы, трения и так далее.

Что касается выгоды, то здесь есть те, которые можно быстро получить, а есть отложенные выгоды, то, что появится постепенно, в силу наличия общего рынка, в силу возможности выхода на рынок, в силу свободного движения капитала. Я не видел, например, экономических исследований, которые бы посчитали бы масштабно влияние либерализации передвижения людей в евразийском пространстве на экономику. Таких исследований просто нет, а это влияние определенно есть, и оно положительное. Чем меньше бумажек, тем лучше, тем больше люди ездят.

Поэтому, это просто требует детального изучения. Нужно смотреть с разных сторон на выгоды и на издержки. Пока я вижу больше выгод, чем издержек.

– Я бы не стал излишне это драматизировать. Все- таки Евразийский союз это экономическая организация. У экономических партнеров по определению могут возникать ситуации торга по поводу цены, условий поставок, скидок, контрактов. Естественно, каждая страна хочет максимизировать свой результат, но они это делают в общем правовом пространстве, в общих координатах. И я думаю, что развязки так или иначе будут найдены.

Собственно, энергетические споры между Россией и Белоруссией начались не сегодня и не вчера, они имеют довольно долгую историю и долгую практику торга. Поэтому, сейчас есть определенный политический накал и политическое значение придается интеграции. Но мне кажется, пока рано говорить о каких-то совсем уж ужасных тенденциях.

– В ближайшее время вряд ли будет ЗСТ с Ираном. Иранцы — непростой партнер и очень непростой переговорщик. Здесь просто возникнет целый ряд серьезных вопросов, и будет непросто согласовать позицию всех пяти членов, если говорить о ЗСТ Ирана и ЕАЭС. То есть, ожидать каких-то быстрых прорывов, я бы нет стал.

– Надавить достаточно непросто, все-таки Азербайджан независимое государство со своими интересами, со своими союзниками и возможностями. Но создать условия, при которых Азербайджан будет вести более осторожную политику, вполне можно.

Москва уже давно поддерживает довольно эффективный баланс сил в регионе. Сейчас на слуху поставка Армении оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер». Эта важная вещь для баланса сил в регионе, учитывая то, что азербайджанские вооруженные силы финансируются и лучше и больше. Москва может создавать условия, при которых, по крайней мере, на масштабную конфронтацию стороны не пойдут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *