Турция и российско-курдское сотрудничество в Африне

После того как турецкие силы вытеснили боевиков ИГИЛ (запрещена в РФ) из сирийского города Эль-Баб, они направились в Манбидж, который находится под контролем курдских Отрядов народной самообороны (YPG) и их сирийских союзников. Однако к северо-западу от города Турция наткнулась на позиции США, в то время как к юго-западу от города расположились российские и сирийские силы. Сейчас аналогичный сценарий разыгрывается и в Африне.

20 марта пресс-секретарь YPG Редур Халиль объявил, что Россия направит свои войска в район Джиндирес в провинции Африн. За этим заявлением последовали фотографии военных автомобилей, следующих под российским флагом.

«Присутствие российских войск в Джиндиресе является результатом соглашения между нашими силами и Москвой. Оно предусматривает партнёрство в борьбе с террором и обучение наших бойцов представителями российской армии. Мы контактируем непосредственно с Россией», — подчеркнул Халиль.

Источники YPG также сообщили Al-Monitor, что обе стороны встретились на авиабазе Хмейрим близ Латакии, чтобы обсудить развитие совместной операции против «Джабхат Фатх аш-Шам» (ранее «Джабхат ан-Нусра»). Данное обстоятельство привело к созданию в Идлибе центральной базы. Первоначально курды настаивали на противостоянии таким организациям, как «Ахрар аш-Шам», которые поддерживает Турция. В конце концов, как известно из источников, обе стороны решили не обсуждать, с какими организациями они начнут борьбу и договорились о создании российской базы в Африне. Курды заявили, что они отклонили просьбу России о размещении сирийских войск на базе и поднятии там флага Сирии.

Однако Минобороны России опровергло слухи о планах создать постоянную военную базу в Африне. Министерство также сообщило, что в данном районе у России уже есть точка, используемая для мониторинга за соблюдением договоренностей о прекращении огня.

Подготовка к возможной войне

Представитель партии «Демократический союз» (PYD) в Африне Зелал Джегер, отметил, что курды добивались соглашения с Москвой в связи с постоянными нападениями на Африн со стороны вооруженных сил Турции (TSK) и военизированных группировок, поддерживаемых республикой. Сначала, как и планировалось, в Джиндирес прямо к югу от Африна, недалеко от западной границы с Турцией, был отправлен российский военный конвой. Тогда Россия решила, что конвой лучше расположить в Кефир Чени, что примерно в часе езды на северо-восток к северной турецкой границе и примерно в 9 милях от Аазаза.

«С одной стороны нас окружает турецкое государство, а с другой — банды. Мы сопротивляемся им всеми доступными средствами. В борьбе против нас они заключают союзы. Мы должны что-то предпринять. Турция ежедневно угрожает нам и обстреливает Рако, Шарру и Шииджи. Кроме того, мы находимся под давлением со стороны Тель Фирата. Турция собирает войска вокруг Идлиба и снабжает оружием идлибские банды. Эта война может значительно обостриться, поэтому мы призываем Россию к альянсу. Между нами и Турцией должна быть координация. Россия сможет обеспечить эту координацию и предотвратить атаки турецких сил на Африн», — сказал Джегер.

Последние два года российские военные эксперты довольно часто приезжают в Африн. Эти визиты начались сразу же после того, как Турция заявила, что не позволит YPG продвинуться к западу от реки Евфрат и YPG начала атаки на Аазаз. Однако, если верить источникам в YPG, россияне впервые почувствовали потребность в создании постоянной базы в Африне. Почему?

В интервью Al-Monitor один из высокопоставленных командиров YPG, пожелавший остаться анонимным, рассказал: «Согласно соглашению между Анкарой и Москвой, Турция должна была передать Эль-Баб сирийской армии, отбив его у ИГИЛ. Однако турецкие силы так и не ушли из города. Напротив, сейчас они строят вторую базу на холме близ Эль-Баба. Они уже построили базу в Актарине. Когда турки не покинули Эль-Баб, Россия оставила им послание. Сближение России с курдами связано с явным ослаблением турецко-российских отношений».

На вопрос повлияет ли сближение с Москвой на союз между США и курдами, высокопоставленный командир YPG ответил: «Нет. Мы стали налаживать контакты с Россией, после открытого обсуждения этого шага с американцами. Мы им сказали: «Если вы не хотите сотрудничать с нами в Эль-Бабе и Африне, тогда нам придётся искать другие связи». С их стороны не последовало никакой реакции. Позиции России и Америки в Ракке теперь стали ближе. Данное обстоятельство облегчает нам установление отношений с ними».

Город Ракка, который считается столицей ИГИЛ в Сирии, является ещё одним наболевшим вопросом с Турцией, которая дала понять, что планирует принять участие в операции по захвату города. С каждым днём этот сценарий выглядит всё более невероятным.

После того как Соединенные Штаты и Россия достигли понимания по Манбиджу, США продолжили оказывать военную помощь Силам демократической Сирии (SDF) и YPG. Для операции в Ракке американцы предоставили бронемашины, тяжёлое оружие и вертолёты. В настоящее время курды ждут штурмовые вертолеты Apache. Между тем, они решительно отклонили предложение США включить в операцию сирийские курдские силы пешмерга, поддерживаемые президентом Регионального правительства Курдистана в северном Ираке Масудом Барзани. Барзани сотрудничает с Турцией. Курды YPG назвали данное предложение заговором, добавив, что это может развязать войну между курдами.

Все эти события свидетельствуют о том, что, либо Соединенные Штаты проявляют гибкость, либо они не в состоянии навязать курдам, осознающим, что российско-американское понимание явление краткосрочное, свои условия.

Курды могут присоединиться к операции в Идлибе

На данный момент наиболее важнейший вопрос кроется в том, что произойдёт в Идлибе. Сирийская армия пытается очистить Алеппо от присутствия сил ИГИЛ. Благодаря соглашению между Турцией и Россией членам вооруженных группировок, поддерживаемых Турцией, которые выступают против сирийского режима, но также ведут боевые действия в Алеппо, было разрешено покинуть город вместе со своими семьями. Большинство из них поселились в Идлибе и Азазе.

Теперь Россия и Турция не могут прийти к соглашению относительно того, что делать с этими антисирийскими (и, следовательно, антироссийскими) группами. Россия хочет их расформировать. Турция хотела бы, чтобы они удержались в этом районе и присоединились к протурецким фракциям Свободной сирийской армии (ССА) для борьбы с курдами, чтобы не позволить им создать свой автономный регион вблизи границы с Турцией.

Если Россия и сирийская армия откроют фронт против Идлиба, столкновения с группировками, поддерживаемыми Турцией, могут перекинуться и на Африн.

Хотя курды и сосредоточены на защите Африна, они могут поддаться искушению принять участие в совместной операции с Россией против угроз со стороны Идлиба. Командир YPG рассказал Al-Monitor: «Конечно, если бы мы захотели, могли бы присоединиться к операциям против вооружённых группировок, базирующихся в Идлибе. На сегодняшний день Идлиб — это ключ. Если Идлиб подвергнется нападению, то и Африн окажется под давлением. Мы открыты для рассмотрения различных возможных вариантов».

По словам командира YPG, если группы, поддерживаемые Турцией, или турецкая армия напрямую выступят против Африна, у курдов есть два пути: «Первый вариант — это сотрудничество с российскими силами, что и происходит на данный момент. Развёртывание российской базы в Африне является открытым посланием для Турции. Наш второй вариант — дать зелёный свет сирийской армии. Африн — сирийский город. Сирийская армия может прибыть туда, как это и предусмотрено в рамках территориальной целостности. Если понадобится, мы рассмотрим и этот вариант».

Таким образом, Россия направила свои войска в Африн по трём причинам. Во-первых, таким образом Москва выразила недовольство Турцией, которая не желает покидать Эль-Баб. Во-вторых, Россия не позволит наступления TSK на Африн. В-третьих, северный курдский фронт готовит атаку на такие террористические группировки в Идлибе.

Al-Monitor, иллюстрация Яшар Ниязбаев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *