Поэзия живописи Флорины Штеттхаймер в Еврейском музее Нью-Йорка

Еврейский музей в Нью-Йорке представил публике первую за 20 лет крупную ретроспективу Флорины Штеттхаймер (1871−1944). Это имя – настоящее открытие для ценителей искусства, а биография художницы достойна экранизации. Влияние модерна и ар-деко – лишь штрихи к портрету художницы, чей кукольный домик помогали оформлять Марсель Дюшан, Джордж Беллоуз и Александр Архипенко. На открывшейся 5 мая выставке 'Florine Stettheimer: Painting Poetry' представлены более 50 картин и рисунков, а также костюмы и театральные проекты, фотографии и видеоинсталляции.

В экспозиции выставлены работы Флорины Штеттхаймер в контексте социальной и интеллектуальной среды Нью-Йорка начала двадцатого века. Зритель сможет исследовать уникальный художественный стиль Штеттхаймер и ее роль во взаимосвязях творческих объединений Нью-Йорка.

Декоративный и образный стиль работ художницы, работавшей под влиянием модерна и арт-деко, критики называют «женственным», рассматривая его как своеобразную альтернативу более графичной модернистской живописи. Мы находим в ее работах и отзвуки творчества Джорджии О’Киф, с которой дружила художница, вспоминаем Ренуара, Сарджента, Эрте, Шагала… Может, как художница Штеттхаймер и не слишком оригинальна, однако ее разнообразным работам присуще особое очарование, которое ярче проявляется на фоне ее биографии. Жизнь как перформанс… Так говорят сегодня.


Фото с сайта thejewishmuseum.org

Флорина Штеттхаймер родилась в богатой еврейско-немецкой семье в нью-йоркском Рочестере, однако начальную школу окончила в Германии. После развода родителей Флорина вместе с двумя сестрами осталась жить с матерью, еще двое детей к тому времени создали свои семьи и жили отдельно. Отец семейства, банкир Йозеф Штеттхаймер, оставил своей бывшей жене Росетте приличное состояние, которое давало ей возможность не думать о деньгах и вести эпикурейский образ жизни. Сестры в подростковом и юношеском возрасте получили хорошее воспитание, у них были гувернантки и репетиторы, девушки посещали художественные музеи и театры во всех европейских столицах.

Флорина, и Этти (Генриетта) решили получить гуманитарное образование, а их старшая сестра, Кэрри, посвятила себя ведению домашнего хозяйства, опекая мать и сестер.

Привязанность к матери и женское воспитание стали причиной того, что все три сестры решили никогда не вступать в брак. Их сплоченный «семейный матриархат» проповедовал жизнь, основанную на удовольствиях, и душевную невозмутимость.


Фото с сайта thejewishmuseum.org

«Иногда Штеттхаймер представляют как несерьезную женщину-художника со склонностью к причудам», – отмечает Стивен Браун, помощник куратора фонда семьи Нойбауэр (Еврейский музей). «Эта точка зрения опровергается ее мощным видением портрета и ее проницательной адаптацией европейских авангардных идей, прежде всего символизма, к уникальным американским образам».

Решив стать художницей, Флорина Штеттхаймер начала свое образование в Лиге студентов-художников в Нью-Йорке. Ее педагогами были Кеньон Кокс (Kenyon Cox), типичный представитель академической живописи, а также Роберт Генри (Robert Henri), противник академического искусства и один из основоположников «Школы мусорных вёдер» (Ashcan School). Продолжая обучение в Европе, Штеттхаймер попала под влияние художников-символистов, а также влюбилась в русский балет.

Первая мировая война вынудила семейство Штеттхаймер вернуться из Германии в Нью-Йорк, и это стало поворотной точкой в творчестве Флорины. Ее первая персональная выставка прошла в Нью-Йорке в 1916 году, в Галерее Кнодлер & Компания (Knoedler & Company). Из 12 представленных картин не была продана ни одна, и больше Штеттхаймер персональных выставок при жизни не устраивала.


Фото с сайта thejewishmuseum.org

Сестры и их мать разработали свой план презентации картин Флорины – вечеринки.

Годом ранее они открыли на Манхэттене собственный салон, который был создан «для модернистов, современных литераторов и полиглотов Нью-Йорка, а также европейских экспатриантов». Салон семейства Штеттхаймер привлек многих ведущих фанатов художественного авангарда, в том числе близкого друга Флорины – Марселя Дюшана, а также Альфреда Штиглица, Карла ван Вехтена, Джорджию О’Кифф, Эли Надельмана, Гастона Лашеза и многих других.

О том, что Флорина Штеттхаймер пишет стихи, знали лишь несколько ее друзей, и, конечно же, семья.


Фото с сайта thejewishmuseum.org

Любопытная, забавная, праздничная, всегда острая, поэзия Флорины затрагивает такие темы, как симпатии и антипатии, природа и еда, люди и их настроения. Многие стихи посвящены, например, Марселю Дюшану, которого Флорина ласково именует «Дуче», или Гертруде Стайн, которая была для нее «Герти». Семь стихотворений художницы поместили на стенах галереи, дополнив экспозицию картин и рисунков. Отметим, что после смерти художницы ее сестра Этти собрала стихи Флорины и издала книгу «Кристальные цветы» скромным тиражом в 250 экземпляров. В 2010 году книга была переиздана и дополнена материалами о художнице.

Театр и балет также много значили для Флорины Штеттхаймер. Летом 1912 года, в Париже, она присутствовала на представлении балета Клода Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна» в постановке «Русских балетов». Художницу, которой было на тот момент 40 лет, это вдохновило на создание своего собственного балета. С осени 1912 года по 1916 год она задумала либретто и рисовала, рисовала, рисовала эскизы костюмов к своей постановке «Орфей четырех искусств».

На выставке представлены многие из эскизов, макетов и скульптур к балету, который так и не увидел свет. Либретто балета было опубликовано в 2010 году в переизданной книге стихов Штеттхаймер «Кристальные цветы».


Фото с сайта thejewishmuseum.org

На выставке также представлены более дюжины костюмов и декорации Флорины Штеттхаймер для новаторской оперы Вирджила Томсона (музыка) и Гертруды Стайн (либретто) «Четверо святых в трех действиях» (1934) (на фото выше). Вместо того, чтобы рисовать эскизы, художница создавала оформление «в трех измерениях», используя фигурки ручной работы и миниатюрные макеты сцены. Оперу поставили на Бродвее; Штеттхаймер использовала для нее множество необычных материалов, в том числе целлофан, перья, блестки и кораллы. В экспозиции представлены редкие кадры, снятые известным авангардистским арт-дилером Жюльеном Леви на генеральной репетиции оперы в 1934 году.

Несмотря на то, что этого экспоната нет на нью-йоркской выставке, хотелось бы упомянуть об еще одной художественной ценности семьи Штаттхаймер, а именно – о кукольном домике. 

Идея создания двухэтажного, с двенадцатью комнатами и служебными помещениями кукольного дома, принадлежит старшей сестре Флорины – Кэрри, которая изначально в семье взяла на себя обязанности домохозяйки, обеспечивая быт и уют для матери и сестер. 


Фото с сайта thejewishmuseum.org

В 1916 году, во время летних каникул в северной части штата Нью-Йорк, сестры вместе с другими отдыхающими приняли участие в благотворительной ярмарке по сбору средств в пользу местных детей, пострадавших от эпидемии полиомиелита. Кэрри вместе с Флориной и Этти из деревянных ящиков, взятых у местного бакалейщика, создали кукольный домик, оформив его мебелью из найденных деталей и созданных специально объектов интерьера. Когда семья вернулась домой, в Нью-Йорк, Кэрри решила создать свой собственный кукольный дом, в котором «должна жить» явно какая-то аристократическая семья.

Домик создавался с 1916 по 1935 год. Флорина создала фасад здания, делала варианты эскизов дизайна помещений и взяла на себя оформление комнат «произведениями искусства», поскольку в доме имелась даже собственная картинная галерея. Она просила своих друзей седлать для нее крошечные копии своих работ.

Так в галерее кукольного домика появились скульптура Марселя Дюшана «Обнаженная», произведения Александра Архипенко и Гастона Лашеза, Джорджа Уэсли Беллоуза и Маргариты Зораш. В 1945 году Кэрри Штаттхаймер, пережившая свою сестру, подарила этот кукольный домик Музею города Нью-Йорка.


Внутреннее убранство Кукольного дома Штеттхаймер. Фото: Tthe Museum of the City of New York

Выставка 'Florine Stettheimer: Painting Poetry' в Еврейском музее в Нью-Йорке продлится до 24 сентября 2017 года. 

The Jewish Museum
1109 5th Ave at 92nd St
New York, NY 10128

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *