Ванадзорский государственный драматический театр им. Ов. Абеляна недавно вернулся из небольшого, но очень значимого для него вояжа – свой новый спектакль «Требуется мужчина» по пьесе Армена Цовака и в постановке художественного руководителя театра народного артиста РА Ваге Шахвердяна он показывал в двух городах России, и в основном для наших соотечественников.
ВРЕМЕНА, КОГДА ВАНАДЗОРСКИЙ ТЕАТР СРЫВАЛ ОВАЦИИ В ЛУЧШИХ ЗАЛАХ Москвы и Киева, Страсбурга и Лиссабона, остались в прошлом. Впрочем, резвый гастрольный график – увы, ностальгическое прошлое для абсолютного большинства отечественных театров. Поэтому любая возможность выехать со спектаклем за пределы страны кажется светом в конце тоннеля. Так что когда приехавшие в прошлом году на «историческую родину» из Анапы давно уже обосновавшиеся там супруги Овик Саканян и Карине Пилоян, когда-то не пропускавшие ни одного спектакля ванадзорского театра, предложили организовать показ спектакля у самого Черного моря, театр воодушевился всерьез. Недавно назначенный директор театра Агнесса Шахназарян в свою очередь решила расширить открывшиеся перспективы, не ограничиваться одной Анапой и выехала на переговоры в соседний Ростов. Переговоры увенчались успехом, и в конце мая абеляновцы, все больше молодежный состав, загрузились в веселый автобус…
Конечно, художественный руководитель театра народный артист РА Ваге Шахвердян сетует на то, что вывозить приходилось не один из масштабных, в лучших шахвердяновских традициях спектакль, такой как «Король Лир» или «Злой дух», которых в репертуаре театра достаточно. Приглашающая сторона попросила комедию. Более того, попросила играть на русском языке. В театре глубоко вздохнули и взялись за восстановление, а точнее, новое прочтение пьесы местного автора Армена Цовака, которая когда-то долгие годы шла с невероятным успехом. Что поделаешь – таковы издержки сегодняшних театральных реалий.
«Я глубоко признателен министру диаспоры Грануш Акопян, благодаря которой нам удалось осуществить эту поездку, — говорит Ваге Суренович. — В 90-е мы оба были депутатами Национального Собрания, успели подружиться. Поскольку поездка предстояла в «ближний Спюрк», я обратился к ней, и она с большой готовностью откликнулась на мою просьбу, взяв на себя все транспортные расходы, – и труппа, и декорации. Мы действительно очень благодарны! Ведь вряд ли стоит объяснять, чего сегодня стоит театрам выезжать».
ПЕРВЫМ ПУНКТОМ НАЗНАЧЕНИЯ БЫЛ РОСТОВ – СТАРЫЙ КУПЕЧЕСКИЙ ГОРОД с большими театральными традициями и большой армянской общиной. Отель «Севан-Плаза», в который заселили абеляновцев и в котором дислоцируется наше консульство, расположен буквально в двух шагах от большой Армянской церкви. Так что приехавший с родины арт-десант находился в фокусе неусыпного внимания как официальных представителей армянского государства, так и духовенства. В Ростове труппой занимался и генеральный консул Армении Вардан Асоян, который, как утверждает худрук театра, сопровождал их с утра до вечера, решал все возникающие по ходу вопросы. Не отставал от него и председатель армянской общины Ростова Арутюн Сурмалян. Словом, «обеды, ужины и танцы». А вообще, если серьезно, надо побывать за рубежом с гастролями, чтобы понимать, как это важно, когда тебя опекает представительство твоего государства, и как обидно, даже оскорбительно, когда этого не происходит. Плавали, знаем!..
Спектакль «Требуется мужчина» в Ростове оказался фактически премьерным. Он стал и дебютным в Ванадзорском театре для Агнессы Шахназарян, которая, прежде чем стать директором, давно пребывала в статусе не только актрисы, но и любимицы ереванской публики. «Договоренность с Анапой была достигнута до моего назначения, а вот Ростов был моей инициативой, так что ответственность я чувствовала колоссальную, — говорит Агнесса. — Конечно, по ходу организации этих гастролей я сто раз говорила себе: оно тебе надо! Но после спектакля все стало на свои места. Нас буквально распирали впечатления — все прошло просто замечательно. Директор Молодежного академического театра Ростова, в котором мы играли, спросила меня: «Как ты все это успеваешь, столько организационной работы, да еще роль?!» Сама не знаю, как все это получилось, но – получилось!»
Овация звучала долго. В ней звучала и ностальгия местных армян по родине, и необыкновенное воодушевление актеров, которое возникает от сознания, что их ждали, что их любят априори. А тут еще и такой театр!
«Нам заранее было известно – играем в Молодежном академическом театре Ростова, — рассказывает Ваге Шахвердян. — Но мы и подумать не могли, что это то самое здание, где в начале прошлого века на протяжении тридцати восьми лет жил и работал армянский театр. Этот район Ростова называется Нор Нахичеван — армяне обосновались здесь еще триста лет назад. Там театр, там Армянская церковь… Мы вошли в здание – такой уменьшенный макет Малого театра. Те же позолоченные ярусы, те же балконы, тот же нарядный партер. У нас просто дух перехватило!» Через сто лет армянский театр вернулся в театр армян…
А ДАЛЬШЕ БЫЛО МОРЕ, КОТОРОЕ НЕКОТОРЫЕ МОЛОДЫЕ АКТЕРЫ УВИДЕЛИ ВПЕРВЫЕ. Нет, то есть, конечно, был спектакль в Анапском городском театре, и был повтор успеха. Но, несмотря на сильную загруженность, абеляновцы успели-таки надышаться бризом, послушать прибой и приобщиться к городу у моря.
«Краснодар, Ростов, Анапа — армян здесь очень много. Единственное, что меня огорчало в этой поездке, — это то, что каждый раз на улице при виде меня кто-то восклицал: «Ой, господин Шахвердян, вы тоже сюда приехали!» О гастролях они не знали… То же самое происходит в Америке, когда я туда езжу — многие думают, что я эмигрировал. Столько людей уехало! Этот исход армян с родины — моя боль, моя трагедия!» – говорит Шахвердян. Вообще-то у режиссера был еще один повод к грусти. Даже в Городском театре Анапы, в общем-то на гастрольной площадке, не говоря уже об Академическом театре Ростова, были отличные свет и звук, комфортабельные гримерки и вылизанные служебные помещения. И воспоминания об оседающей стене родного театра и всех прочих его проблемах становились ложкой дегтя в этой медовой бочке гастрольного праздника. Но… «Но не будем о грустном! – заявил Ваге Суренович. – Лучше о самом приятном.
В Анапе есть местность под названием Айкадзор. Там год назад построили и освятили армянскую – это не церковь, это настоящий храм! Его строили семь лет, и уже год, как он функционирует. Открытие состоялось 28 мая. И вот, оказывается, они установили традицию: каждый год в этот день они отмечают День Первой Республики, окончание строительства храма, да еще в этом году исполнилось 25 лет Армянской епархии Юга России. Присутствовало руководство Краснодарского края и нашей тамошней церкви, мэры всех городов и армяне, армяне, армяне… Все шли туда даже не как на праздник, а как на священнодействие. После официальной части был концерт, в котором принял участие и наш театр и выступил очень достойно. Мы показали большую сцену из спектакля «Царь Пап», смикшировав ее с отрывками из «Абгара Дпира». А в завершение наш молодой актер Эдгар Кочарян прекрасно спел несколько народных песен. Это было прекрасно! Заканчивалось все это действо огромным матахом — чуть ли не двести баранов! Чтобы каждый из присутствующих мог причаститься этим матахом. Я получил огромное удовольствие и испытал национальную гордость от участия в этом празднике! Коллектив (а в основном это была молодежная часть труппы) был просто счастлив. Такие гастроли просто необходимы, и мы должны делать все, чтобы почаще вывозить труппу. Надеюсь, нам удастся сохранить этот контакт. Тем более что было высказано пожелание, чтобы эти связи обязательно продолжились».
Есть все основания предполагать, что Ванадзорский театр не только укрепит эту связь, но и обзаведется новыми. Тем более что новый молодой директор в свою очередь полна энтузиазма.
РАЗ УЖ ЗАШЕЛ РАЗГОВОР, СТОИТ ВСПОМНИТЬ, ЧТО НАЗНАЧЕНИЕ ПОПОРТИЛО Агнессе Шахназарян немало крови. Прежняя театральная власть сотоварищи отдавать бразды правления никак не желала, и хотя уход ее был неизбежен – все «пенсионные» сроки были давно пересижены, – обливала кандидата в директора помоями, в том числе и на страницах прессы, не столько в надежде изменить ситуацию, сколько по доброте душевной. Назначение все-таки состоялось, и за шесть месяцев Агнесса Шахназарян успела сделать немало. С учетом того, что государство нынче занимается обучением объектов культуры самостоятельному плаванию, а проще говоря, не дает ни копейки, успела сделать много. Театр приобрел рояль, стиральную машину и парогенератор, которых у него, представьте себе, не было. Приобрел безвозмездно, то есть даром. Благодаря исключительно личному обаянию и тому самому статусу любимицы публики — нового директора. У него теперь есть свой веб-сайт, постоянная афиша и реклама, которой нынче уделяется столько внимания.
«Агнесса очень быстро ухватила принцип моей работы — она умеет дружить с членами коллектива, откликаться на их радости и горести, но работа остается работой, — говорит Ваге Шахвердян. – Она восстановила прекрасные отношения с местными городскими властями, которые были подпорчены. И теперь главный архитектор города собирается делать для нас проект реконструкции. Она умудрилась силами театра привести в порядок двор, который находится в ужасном состоянии, – теперь там какие-то цветочки-заборчики, которые красили всем миром. Она собирается асфальтировать дорогу, которая ведет к театру и которая, как, впрочем, все дороги Ванадзора, в таком состоянии, что ни пройти, ни проехать. А самое главное, после возвращения с гастролей она издала приказ: в театре больше никто не курит! Заметьте, включая ее саму. Что самое удивительное — все подчинились. Теперь у нас во дворе есть специальная беседка для курильщиков».
«Мне кажется, удалось достичь самого важного — в театре теперь есть атмосфера. Все почищено, покрашено, уютно — люди улыбаются. Всем вдруг захотелось быть полезными, кто чем может, все проявляют готовность делать то, что не входит в их служебные обязанности», — говорит новый директор театра.
И все-таки главной для абеляновцев остается жизнь творческая. Театр дорабатывает недавно выпущенный спектакль «Кровавая свадьба» по пьесе Ф. Г. Лорки, поставленный режиссером-дебютантом, и репетирует «армянскую версию» вернувшегося с гастролей спектакля «Требуется мужчина». Ваге Шахвердян взялся за очередную постановку большого стиля – «Высокочтимые попрошайки» Акопа Пароняна. Будут новые спектакли. А возможность вывозить их… Давайте надеяться на лучшее!