Картину Леонардо да Винчи, принадлежащую российскому миллиардеру Рыболовлеву, выставят на аукцион Christie’s

Картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира», купленная российским миллиардером Дмитрием Рыболовлевым за $127 млн через арт-дилера Ива Бувье, 15 ноября 2017 года будет выставлена на торги послевоенного и современного искусства аукционного дома Christie’s в Нью-Йорке на правах специального лота.

«Спаситель мира» (Savior of the World, Salvator Mundi) в последние годы часто упоминался в СМИ в контексте суда между дилером Ивом Бувье и миллиардером Дмитрием Рыболовлевым. Сообщалось, что Бувье выкупил эту картину у консорциума дилеров за $75–80 млн, а Рыболовлеву перепродал за $127,5 млн, заработав чуть менее $50 млн. Теперь этот «вери гут бизнес» вышел боком и продавцу, и покупателю. Бувье постоянно под судом, а Рыболовлев на фоне скандала спешно, а потому с большими потерями, распродает свое собрание. Леонардо это тоже не на пользу.

Но это не главная проблема. О том, что этот шедевр  принадлежит кисти Леонардо стало известно лишь в 2005 году.  До этого времени автором «Спасителя мира» считался ученик Леонардо Джованни Больтраффио (Giovanni Boltraffio). Именно с такой атрибуцией картину продали в 1958 году на Sotheby’s за 45 фунтов. А в начале 2000-х какой-то счастливчик приобрел «копию» на локальном американском аукционе примерно за $10 000. В 2005 году нью-йоркский искусствовед Роберт Саймон провел реставрацию, и после расчистки от поздних наслоений возникла версия, что это работа не ученика, а самого учителя.

Все это прекрасно. Но дело в том, что сегодня Леонардо недостаточно быть подлинным Леонардо, чтобы считаться настоящим Леонардо. «Санкцию» на это  должен дать консорциум специалистов, музейные институции и авторитетные рыночные структуры. Рынок очень не любит вновь обретенных «да Винчи за 45 фунтов» – еще меньше, чем «Малевичей, найденных на чердаке у бабушки».

Поэтому на легализацию реатрибутированного Леонардо ушли годы. Владельцы, консорциум дилеров и другие эксперты провели в этом смысле образцовую работу. 

После профессиональной реставрации в 2011 году картина была представлена на выставке в Лондонской Национальной Галерее – одном из ведущих музеев мира . Работу показали главным специалистам по творчеству да Винчи с целью достижения согласия по вопросу подлинности. Были кропотливо собраны доказательства: найдены предварительные наброски Леонардо к этой картине, проведено технико-технологическое исследование, которое показало, что художник менял композицию в процессе написания (что было свойственно Леонардо).  В то время, как на всех поздних копиях и эстампах, воспроизведен именно финальный вариант композиции. Итак, эксперты есть, музей есть, промежуточный коллекционер есть. Теперь осталось только заручиться поддержкой первоклассного аукционного дома. И им стал Christie’s. Аукцион напомнил, что «Мадонна Бенуа» появилась в Эрмитаже тоже лишь в начале XX века, а не 250 лет назад. И поставил «Спасителя мира» в график на 15 ноября 2017 года.

Что касается оценки. Тут все просто: будет работать метод последней надежды, который на профессиональном жаргоне зовется «пол – палец – потолок». Аналогов нет. Живопись Леонардо в статусе Леонардо в новейшее время ни разу не предлагалась на публичных торгах. На аукционах продавались только рисунки-наброски. Давно и эмоционально, счет шел на десятки миллионов долларов. Был бы законченный рисунок – можно было бы эмпирически умножить на пять. Но те, что продавались, нам никак не помогут.

Тогда посмотрим на ожидания продавцов. В 2012 году, в то время когда к «Спасителю мира» приценивался Даласский музей, со ссылкой на Reuters, обсуждалась цифра в $192 000 000. Потом, как считается, была цена от консорциума дилеров – $75 000 000-80 000 000. Следом была цена покупки Рыболовлевым – пусть $127 000 000. За сколько теперь его купят – совершенно не предсказуемо. По моему мнению, удачным исходом для сдатчика следует считать любой результат выше $100 000 000. Предположу, что резерв будет установлен еще ниже – в районе $80 000 000. Конечно, если бы продавалась вещь без малейшей тени сомнения, с железобетонной историей и провенансом, поступившая на рынок без какой-либо подозрительной возни, то результат был бы гораздо выше. А так, возможно все, что угодно. Может, правы некоторые эксперты, считающие, что при таких исходных, может быть, и вообще останется у сдатчика. Не удивлюсь. Тем не менее мой прогноз – около $90 000 000. Леонардо продается не каждый день, но со времен владения «консорциумом дилеров» для вновь обретенного шедевра мало что изменилось в лучшую сторону.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *