Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова

Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова

В нью-джерсийской галерее Barsky в ночь на Старый Новый год открылась персональная выставка русско-американского художника Валерия Ершова 'Desolated', что можно перевести, с одной стороны, как «пустынное», «заброшенное», а с другой – «печальное», то есть, перейдя на высокий штиль – «место скорби и печали».

В экспозиции выставки представлена одноименная серия из одиннадцати картин, которую Ершов писал, примерно, полтора года. Судя по изобразительному ряду, провел он это время не в самом комфортном для себя психологическом состоянии. Собственно, в беседе со мной художник особо подчеркнул, что отраженные в сюжетах пустота, заброшенность, отчаяние, безысходность он черпал со дна своей души, поскольку таково его персональное ощущение и того, что творится сегодня в мире, и проживаемого/переживаемого им фрагмента в собственной судьбе. 

Одиннадцать работ серии выполнены в одной и той же стилистике магического реализма, а последняя, написанная за несколько дней и законченная накануне вернисажа, 11-я работа заметно отличается от предыдущих. Примерно, в течение часа после открытия выставки она была занавешена темной материей, затем ткань была сброшена и картина заняла свое место в галерейном объеме. 

Дело здесь в том, что Ершов работает сериями. И когда возникает ощущение, что серия подходит к концу, завершить ее сразу художник не в состоянии. Инерционная масса вложенных в уже написанные работы времени и сил настолько велика, что необходимы еще одна-две картины, чтобы серию завершить, при этом интуитивно обозначив параметры какой-то следующей идеи, еще слабо артикулированной, едва пробивающейся из предыдущего, истощившего энергию и вдохновение дискурса. 

Такова и эта одиннадцатая, финальная работа: правая ее часть принадлежит 'Desolated', левая – отсылает в будущее, к следующей серии, очевидно выбиваясь из ряда по колориту, пластике и манере исполнения.

Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова
Работа Валерия Ершова №11 из серии 'Desolated', представленная на выставке в Barsky Gallery. Фото: © RUNYweb.com

За исключением двух картин, в сюжеты остальных неизменно вписан христианский символ дьявола – Козел, с присущими ему в мифологии и религии качествами: похотливости, вандализма и зловония. Как объясняет сам автор, там где появляется Козел, там всегда разруха и потерянность. Это не библейский и архетипический «козел отпущения», не плодородный и привлекательный «золотой осел» (раз уж о парнокопытных) из Апулея или лесной веселый бог плодородия козлоногий Сатир, а тот самый невыносимый козел из известной притчи «выведи козла», в которой мужичок пришёл жаловаться, что у него крыша течёт, жена больная, денег нет и вдобавок семеро по лавкам плачут, а ему посоветовали притащить в избу козла.

Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова
Работа Валерия Ершова №7 из серии 'Desolated', представленная на выставке в Barsky Gallery. Фото: © RUNYweb.com

В 'Desolated' все действие, вернее, бездействие, поскольку никто никуда не идет и все замерло в какой-то невыносимой судороге, обозначено в ветхом интерьере не столько жилых квартир, сколько оставленных и разрушенных строений, жить и дышать в которых невозможно. Это развалины, не пригодные для настоящего, не способные обогреть и защитить в будущем. Чему соответствуют и странные перспективы, когда окно расположено на уровне потолка, потолочные балки вываливаются из трехмерной изометрии, как на концептуальных гравюрах и литографиях Эшера, а отражения в зеркалах живут своей самостоятельной жизнью, поскольку субьект и объект существуют в паралелльных временах, как герой и тень в хрестоматийной пьесе Шварца. Здесь еще можно прозябать в беспамятстве, но уже бессмысленно на что-либо надеяться.

Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова
Работа Валерия Ершова №9 из серии 'Desolated', представленная на выставке в Barsky Gallery. Фото: © RUNYweb.com

Ершов мастерски использует популярный в театре и кино эффект «четвертой стены», когда актер, «вываливаясь» из кадра, обращается непосредственно к зрителю. Все персонажи-козлы на акриловых полотнах, разные по цвету, выражению морд, ракурсу, шерстяному козлиному покрову, взглядам, позам смотрят непосредственно на зрителя, словно обращаясь к нему – то ли с немым укором, то ли в слабой надежде на понимание, а то и строго назидательно и по-козлиному вызывающе. 

Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова
Работа Валерия Ершова №10 из серии 'Desolated', представленная на выставке в Barsky Gallery. Фото: © RUNYweb.com

В подавляющем большинстве работ рядом присутствует женский образ – скорбный, одинокий, потерянный. Как-то сразу напрашивается мысль о том, что из нежилых интерьеров вывести козла-разрушителя некому (не этой же уставшей, обессиленной, неподвижной женщине), оттого козел и ощущает себя в одичавшем, вполне театральном пространстве полноправным хозяином, демиургом в обесточенной паре, властителем времени. При том, что ему все это ранее не принадлежало, а к обвисшим обоям да дряхлой мебели он имеет отношение только в том смысле, что обветшание наступило вследствие его козлиного в сей мир нашествия. 

Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова
Работа Валерия Ершова №8 из серии 'Desolated', представленная на выставке в Barsky Gallery. Фото: © RUNYweb.com

Все это, скорее, знаки отсутствия, нежели существования; импотенции, нежели витальной, сексуальной силы, то есть – противоположное известной апулеевской «она согнула спину в томной лени / и подогнула под себя колени, / и прижималась ласкова, мила / мясистым крупом к животу осла». И дело не в том, что в картинах Ершова – козел, а в «Метаморфозах» – осел, а в том, что никакой эрос принципиально невозможен на месте юдоли земной, на руинах человеческих судеб и, в перспективе – конца человеческой истории.

Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова
Работа Валерия Ершова №6 из серии 'Desolated', представленная на выставке в Barsky Gallery. Фото: © RUNYweb.com

Аллегория здесь прочитываема и понятна. Начиная от частных, семейных проблем, которые рассматривает любой family court в рутинном порядке, ведь разводы, как и потеря работы, проблемы со здоровьем – это вошедшие в нашу жизнь козлы-несчастья, которых если мы сами не выведем, то от них и погибнем; и заканчивая глобальными, историческими бедами, когда для того, чтобы «вывести козла», необходимы массовые, нередко миллионные жертвы. Здесь и актуальная проблема мигрантов, заполонивших сегодня Европу (насилующих на площади Кельна в новогоднюю ночь; обустраивающихся на площадях и улицах европейских столиц, с соответствующей антисанитарией и вызывающим криминалом по отношению к ме-е-е-е-е-естным жителям; с варварским отношением к ценностям иудео-христианской культуры и ее традициям), и, в ретроспективе, «вошедшие» в Россию большевики, в Германию – нацисты, в Италию – фашисты, во Францию – носороги, если вспомнить хрестоматийную пьесу Эжена Ионеско. Непарнокопытные, правда, но в нашем случае значения это не имеет.

Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова
Работа Валерия Ершова №5 из серии 'Desolated', представленная на выставке в Barsky Gallery. Фото: © RUNYweb.com

Ершов – прекрасный колорист. Его интерьеры – реплики на ренессансные европейские орнаменты, изящно выписанные красочные узоры, ювелирная деталировка в духе европейских мастеров средневековья – есть прощание с европейской культурой, отчетливый постмодернистский симулякр европейской цивилизации периода ее заката. Не шпенглеровского, а вполне современного нам, свидетелям очередного переселения народов, «нашествия хама» и гибели империй. Поэтому тягостное ощущение остается после просмотра картин на нынешней выставке, несмотря на их близкую к психоделической яркость и насыщенность светом.

Изношенность нашего мира очевидна, козлятиной попахивает из множества углов и все чаще. Достаточно проглядеть только первые полосы нынешних газет и присмотреться к ландшафту, открывающемуся из окошка телевизора. Как писал классик эпохи диктатуры пролетариата: «Страшно жить на этом свете / В нём отсутствует уют, – / Ветер воет на рассвете, / Волки зайчика грызут…»

Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова
Работа Валерия Ершова №1 из серии 'Desolated', представленная на выставке в Barsky Gallery. Фото: © RUNYweb.com

Меня лично во всем этом не то, чтобы успокаивает, но дает надежду – то, что после официальной части вернисажа, посетители дружно общались. Явно по предварительной договоренности некоторые гости принесли обильную закуску, и было чем, по известной «старо-новогодней» традиции, унять печаль. Да и само действие происходило в популярном ныне Хобокене, который по ценам на недвижимость почти сравнялся с модными районами Манхэттена, чем вступил в соревнование с Уильямсбургом, воскресшим за последние 10-15 лет, как вифанийский Лазарь из пещеры; а по количеству достойных внимания галерей Хобокен, того гляди, переплюнет сегодня Вест-Челси.

Скорбные пространства и козлы-разрушители Валерия Ершова
Валерий Ершов и Алберт Варски возле еще не открытой работы №11 из серии 'Desolated'. Фото: © RUNYweb.com

Владелец галереи Алберт Барски, прибывший много лет назад из Риги в Нью-Йорк в четырехлетнем возрасте, о достоинствах этого нью-джерсийского района рассказывал с энтузиазмом. Галерея существует уже семь лет, выставляются в ней художники из разных стран, показывают себя и местные, локальные мастера, при этом гостевой и покупательский списки Barsky постоянно расширяются. Сложив это с тем, что картины Ершова оценены на выставке от 7 до 20 тысяч долларов, то есть кому-то, безусловно, необходимы и нужны, а дней десять назад индекс Доу Джонса преодолел рекордную отметку в 25,000 пунктов, хочется процитировать Виктора Цоя: «Значит все не так уж плохо на сегодняшний день!» 

Справка: Валерий Ершов родился в 1960 году в Ессентуках, закончил Репинское художественное училище в Ленинграде, годы Перестройки провел на Фурманном переулке – одной из самых примечательных и легендарных точек на карте московского художественного андеграунда. В 1989 году он выехал на постоянное место жительство в США и до сего дня проживает на Манхэттене. 

Выставка продлится до 11 февраля 2018 г.

Barsky Gallery
49 Harrison Street
Hoboken, NJ 07030

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *