Романтическая флейта в Карнеги-холле. Интервью с Максимом Рубцовым

Романтическая флейта в Карнеги-холле. Интервью с Максимом Рубцовым

Русские музыканты все увереннее осваивают знаменитый Карнеги-холл. В последнее время американскую публику часто радуют знаменитые русские пианисты Денис Мацуев и Даниил Трифонов, теперь к покорению легендарного зала готовится один из лучших флейтистов мира Максим Рубцов.

14 февраля 2018 в Карнеги-холле Максим Рубцов вместе с пианистом Сергеем Квитко представит сольную программу «The Romantic Flute».

Максим, помню, как мы с Вами познакомились. Это было в Ивановке у Рахманинова, в 2014 году, где Российский национальный оркестр проводил Первый Рахманиновский фестиваль. Невероятный концерт под небом, рядом с домом-музеем, и изумительная Вторая симфония, когда Михаил Васильевич «руками тучи разогнал». Тогда вам птицы подпевали. Мне казалось, что Вы в РНО – всегда. На самом деле, когда Вы пришли в оркестр?
Наша встреча у Рахманинова в Ивановке действительно была уникальным случаем торжества природы и музыки. Михаил Васильевич Плетнев не только показал пример организации великолепного Рахманиновского фестиваля, но и в прямом смысле управлял погодой. Это еще одна причина из широкого ряда других, почему я так горд чувствовать свою причастность к РНО, где я уже почти 20 лет.

Как Вы оказались в РНО? Вас заметил сам Плетнев?
Дело в том, что я – ученик Юрия Николаевича Должикова, знаменитого профессора Московской консерватории. Он воспитал целую плеяду флейтистов, которые заняли лидирующие позиции в ведущих коллективах по всему миру. И каждый год в Малом зале консерватории проводились вечера его класса, формат которых по сути соответствовал флейтовому фестивалю национального масштаба. На одном из таких вечеров Должикова меня и заметили.

Какие выступления запомнились Вам за это время в составе РНО?
Каждый концерт РНО – это событие и для нас, оркестрантов, и для публики.  Помню, в 2007 году был потрясающий концерт с музыкой из опер Римского-Корсакова в Большом зале консерватории. Можно сказать, это мой любимый концерт. Как же я мечтал повторить его снова! И моя мечта недавно осуществилась: Михаил Васильевич выбрал те же произведения для предновогоднего концерта в декабре 2017 года. И снова «Полет Шмеля» на бис, и снова публика в овациях вскакивала со своих мест! Римский-Корсаков, конечно, уникальный композитор, его музыка завораживает и уносит в сказку.

Никогда не забуду концерт с французским дирижером Мишелем Плассоном. Мы исполняли тогда «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси и «Дафниса и Хлою» Равеля. Я тогда впервые играл эти произведения на первой флейте, в них огромные флейтовые соло. Волновался так, что месяц не спал. Но это был очень сильный концерт! И, конечно, каждое исполнение симфоний Шостаковича – это откровение.

А какие у Вас возникают ощущения от Шостаковича?
Шостакович – это как будто кожу начинают выворачивать наизнанку…В Шостаковиче нужен качественно особый звук, тембр. Флейта у него, на мой взгляд, должна погрузить слушателя в оцепенение, тревогу и холод.

Да, я помню Ваше соло флейты в Десятой симфонии. Кровь застывала в жилах.
Значит, удалось. Спасибо!

Давайте поговорим о Вашем новом проекте в Америке. Вы будете выступать в знаменитом Карнеги-холле 14 февраля (в День влюбленных, кстати), с необычной программой.
14 февраля обязывает к определённому настроению и, думаю, в концертном зале тоже. Тем более, в концертном зале Карнеги-холла. На мой взгляд, это магическое место, пробуждающее в душе каждого музыканта самые высокие и яркие чувства. Надеюсь, концертная программа 14-го февраля будет соответствовать нашему особому настроению и ожиданиям слушателей.

Как возникла идея этого концерта?
У него есть предыстория. Давным-давно судьба подарила мне счастливый случай – знакомство с американским композитором Джоном Корильяно. То была российская премьера его сочинения Pied Piper Fantasy для флейты с оркестром, где я солировал с РНО. Это же произведение я исполнил в Испании и Израиле. Далее последовало приглашение записать его музыку в Skywalker Sound Studio в поместье Джорджа Лукаса в Калифорнии. Так началась наша творческая дружба.

И вот, совсем недавно, буквально на днях, Джон Корильяно вручил мне свои ноты и сказал: «Это раньше никогда не исполнялось на флейте, я думаю, ты можешь быть первым».

Слова оскароносного прижизненного классика и композитора с пятью «Грэмми» и мировым признанием определили судьбу концертной программы. 16 февраля, кстати, Корильяно исполняется 80 лет, и он обещал почтить концерт своим присутствием.

Также я исполню музыку Мечислава Вайнберга – Сюиту для флейты и фортепиано. Этот великий композитор XX века наконец-то обретает заслуженное признание и начинает исполняться на лучших музыкальных площадках.

Всем нашим флейтистам знакомо имя профессора Московской и Санкт-Петербургской консерваторий Владимира Николаевича Цыбина. В Карнеги-холле я буду исполнять его Концертное Аллегро №1, авторскую рукописную Каденцию, которую мне только что прислали из Азии.

Лирики концертной программе добавят романсы из Российской Императорской коллекции семьи Романовых. Тетради в старинных кожаных переплётах с тиснёными золотыми вензелями Романовых ныне хранятся в Библиотеке Конгресса США. Я был там и держал их в руках. Передо мной как будто раскрылись страницы нашей истории…

В царской семье любили петь и музицировать. Избранные произведения из этих тетрадей украсят собой второе отделение концерта 14 февраля.

Во втором отделении также прозвучит произведение интереснейшего современного российского композитора Андрея Семёнова. А начнется концерт с дивертисмента яркого и самобытного композитора Андрея Рубцова. Партию фортепиано исполнит замечательный пианист Сергей Квитко, живущий в Америке. Его сольный дебют в Карнеги-холле состоялся в 2013 году.

Карнеги-холл, который, как известно, открывал Пётр Ильич Чайковский, – это легенда, это мечта, это своего рода Эверест для любого музыканта. Почти мистическое сочетание места, даты и романтической музыки создаст невероятную атмосферу нашего концерта под названием «The Romantic Flute».

Романтическая флейта в Карнеги-холле. Интервью с Максимом Рубцовым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *