На месте бывшего ракетного комплекса в урочище Аязьма развернулось строительство (фото)

Легендарную балаклавскую «сотку» в урочище Аязьма скоро застроят. В балку, где когда-то стояли казармы берегового ракетного комплекса «Утес», кто-то привез и вывалил сотни тысяч тонн глины с камнями. Цель неизвестна, но ясно одно: творцам этой кучи, как воздух, нужен вид на море.

На месте бывшего ракетного комплекса в урочище Аязьма развернулось строительство (фото)

Кто только не претендовал на легендарную балаклавскую «сотку». В 2007 году МО Украины продало ее эстонцам. В 2010-м ушлые земельные решалы разрезали ее на участки. В 2017-м Министерство обороны РФ отсудило «сотку» у инвесторов и пообещало построить там учебный центр. Но, судя по изменившемуся рельефу, скоро там появятся элитная недвижимость, пишут «Примечания».

Легендарный подземный ракетный комплекс «Утес», или «Объект 100», был первым в мире сооружением такого типа, своеобразным символом «холодной войны». Он был построен в 1954 году.

Две стартовые площадки на высоте 550-600 метров, подземные помещения для личного состава с основным и запасным командным пунктом, центральным постом и постами предварительной и окончательной подготовки ракет. Часть была полностью автономна, оборудована хранилищем топлива, пресной воды и пищи. Электропитание обеспечивали проведенные из Балаклавы силовые кабели. В случае ядерного удара объект мог перейти на альтернативное питание, полностью загерметизироваться и продолжать выполнение боевой задачи.

Первый запуск ракет на «сотке» состоялся в 1957, последний — в 1993. Еще 9 лет часть действовала, хотя никаких ракет в ней уже не было — Украина объявила себя безъядерной державой. И в 2002-м военные «сотку» покинули.

В 2006 году администрация Севастополя по договоренности с министерством обороны Украины продала эти земли экс-министру финансов Эстонии, бизнесмену Тынису Пальтсу. С помощью неназванных инвесторов и канадских строителей из Koru Pasific политик собирался построить там за $135 млн элитный отель на 200 номеров и коттеджный поселок под общим названием Balaklava Blue. Эскизный проект застройки на 89 тысяч кв. м был утвержден управлением градостроительства и архитектуры Севастополя в 2011 году и представлен на Севастопольском инвестиционном форуме в 2012 году.

Но планам не суждено было сбыться. Сначала грянул кризис 2008-го, и инвесторы слегка сбавили темп — с «сотки» даже сняли частную охрану. Потом пришла «крымская весна», и полуостров оказался под санкциями. Понимая, что в амбициозный проект никто из серьезных людей не вложится, эстонский владелец выставил «сотку» на продажу — за 900 млн рублей.

А годом позже выяснилось, что на земли «сотки» претендует еще несколько десятков «собственников». Пайщики кооператива «Дружба-8», владельцы земельных участков по ул. Композиторской, объясняя нам местоположение своих наделов, вывели нас в аккурат к «сотке». Кто выделил им землю в лесу, да еще и проданную ранее эстонскому девелоперу, сейчас уже неважно. Все участки «Дружбы» правительство Севастополя отсудило — как незаконно выделенные при Украине.

Последним известным нам собственником «Объекта 100» было Министерство обороны РФ. Территория заброшенной воинской части была возвращена ведомству по скандально известному распоряжению экс-губернатора Сергея Меняйло 195-РП от 2015 года. Этот документ был опубликован лишь частично, но известно, что Меняйло передал МО РФ все, чем военные владели в Севастополе на момент распада СССР. В том числе – и давно отданные под гражданские нужды военные городки, земли которых успели распродать, нарезать на участки или застроить. Территории передавались военным целиком и обозначались номерами — без конкретной привязки к местности.

Эстонский владелец пытался судиться с военными за сотку, но проиграл. В июле 2017 суд признал сделку 2006 года ничтожной.

В июле 2017 года, в рамках подготовки материала про кооперативы «Дружба», «Примечания» побывали на «сотке» и застали там странную активность. Во-первых, кто-то (нам сказали, лесничество) опилил и расширил старые заросшие дороги, ведущие вниз к морю, в урочище Инжир.

Во-вторых, человек в камуфляже и с металлоискателем, «прозванивающий» неизвестно откуда взявшуюся на «сотке» небольшую гору свежего грунта, рассказал, что вскоре на объекте построят новые казармы и учебные корпуса Министерства обороны.

Тогда террикон привозного грунта не выглядел внушительно, и нам пояснили, что он нужен для отсыпки и разравнивания дорог. Мол, на строительстве ТЭС после рытья котлованов образуется излишек инертного материала, и его везут на благоустройство будущего учебного городка. А металлоискатель нужен, чтобы тех, кто будет по этому городку ходить и ездить, не накрыло «эхом войны».

Спустя 9 месяцев мы снова побывали на «сотке» и ужаснулись: безобидная горка «грязи» превратилась в гигантскую террасу, на которой можно разместить с десяток многоэтажных домов. Кто и зачем навалил здесь такую кучу? И каков его замысел?

На месте бывшего ракетного комплекса в урочище Аязьма развернулось строительство (фото)

Подойдя к террасе, мы поняли ее предназначение — она выравнивает дно балки, поднимая его так, чтобы с террасы было видно море. Нельзя сказать, что с нее открывается полноценный sea view, но кусочек голубого на горизонте в обрамлении молодой зелени пейзаж очень оживляет.

Вид с террасы открывается ошеломительный. Вокруг живописные пологие вершины, поросшие дубами и можжевельником. За невысокими хребтами в ложбине просматривается абрис скалы Треугольник, что над ялтинской трассой. Если подняться на соседнюю вершинку — всего 10 минут пешком — можно разглядеть сверкающую на солнце гладь озера Тороповой дачи.

Судя по свежим кучкам грунта, что ссыпаны рядами на плоскости террасы, работы здесь еще не закончены. Очевидно, его будут разравнивать, расширяя площадку.

Сверху, на самой террасе валяются свежеспиленные стволы сосен — не меньше десятка взрослых, сильных, здоровых деревьев. Диаметр комеля составляет не менее 30 см, а молодые шишки настолько свежие, что еще сочатся мягкой, невязкой смолой.

Место под застройку выбрано шикарное: асфальт есть, электричество можно подвести — вверх по склону уходят еще крепкие столбы старой ЛЭП.

Выше по склону — еще одна дорога, правда, ведущая в тупик. По ней явно ходит строительная техника. Для чего? Возможно, здесь будет еще одна терраса. Внизу, под склоном — остовы старых казарм. Скоро эти развалины скроются под толщей земли.

Земляные работы на «сотке» вызывают много вопросов. Если Министерство обороны РФ будет строить здесь казармы учебного центра, зачем им терраса с видом на море? Разве нельзя построить новые здания на месте старых казарм в лесу? А как же маскировка?

Первая мысль, на которую наводит вид этой земляной террасы: прекрасное место для видовых высоток. Их можно поставить каскадом, и тогда у каждого счастливого обладателя квадратов на «сотке» будет свой собственный кусочек вида на море и горы.

Причем построить это все может вовсе не МО — в наших краях земля так быстро меняет собственников, что голова идет кругом. Кто знает, в чьих руках сейчас этот райский кусок земли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *