Если Эрдоган проиграет выборы 24 июня, лишится ли он также и своей власти?

Если Эрдоган проиграет выборы 24 июня, лишится ли он также и своей власти?

Журналисты Зейнеп Сентек и Крейг Шоу в статье для сайта Black Sea в сотрудничестве с немецким журналом Der Spiegel, сообщают, что они поговорили с более чем двумя десятками доверенных лиц президента (большинство попросили не упоминать их имена в статье), чтобы обрисовать портрет главы Турции, стремящегося сохранить свой пост по итогам выборов, намеченных на 24 июня.

Для Эрдогана голосование 24 июня больше, чем просто выборы, отмечается в статье. «Президент хочет править, по крайней мере, ещё пять лет, до 2023 года — годовщины столетия со дня основания Турецкой Республики. Однако нет подтверждения тому, что и после этого он отступит и уйдёт с политической арены Турции, но именно этот год является знаковым для него. Ничто не мотивирует Эрдогана сильнее, чем оставить после себя своё наследие», — пишут Сентек и Шоу.

Президент Турции, жаждущий вместе со своей семьёй управлять страной, приложил усилия, чтобы помочь «одному молодому человеку» подняться по политической лестнице в качестве своего приемника. В данном случае речь идёт о зяте Эрдогана Берате Албайраке, поясняют журналисты.

Глава государства назначил Албайрака министром энергетики в 2015 году, и тот быстро воспользовался «политическим кумовством», процветающим в рядах Партии справедливости и развития (ПСР). Теперь президент привлекает своего зятя для обсуждения почти каждого крупного решения и приглашает его на встречи с иностранными лидерами и политиками.

Турецкий президент известен тем, что окружает себя подхалимами, замечают авторы статьи. Так, Эрдоган заменил Ахмета Давутоглу на посту премьер-министра своим «давним наперсником» Бинали Йылдырымом. Надо сказать, что должность премьера будет существовать, по крайней мере, ещё одну неделю, пока она не будет упразднена.

Йылдырым совсем не стремится оказаться в центре внимания. «Бинали даже не замечает, когда его унижает Эрдоган», — цитируют Сентек и Шоу слова одного из министров.

«Эрдоган открыто занимается правительственным бизнесом со своими родственниками и приближёнными из числа 25 так называемых «главных консультантов», отобранных им лично, которые образуют своего рода теневой кабинет», — отмечают журналисты.

Несмотря на то, что турецкое правительство может показаться монолитом, за кулисами консультанты, министры и другие уполномоченные лица борются за внимание и расположение президента. Тем не менее «во дворце» Эрдогана действует «культ силы», благодаря которому разрешены все средства для достижения успеха.

В статье также приводится в пример инцидент, имевший место в апреле, когда турецкая газета Cumhuriyet сообщила, что Берат Албайрак прослушивал телефонные разговоры своего главного внутрипартийного конкурента — министра внутренних дел Сулеймана Сойлу. В ответ Сойлу собрал компромат на Албайрака.

Подозрительность Эрдогана относительно заговоров, замышляемых внешними силами, значительно усилилась, по словам Сентека и Шоу, после попытки переворота, предпринятой в Турции в июле 2015 года. «Президент видит врагов и заговорщиков повсюду. Он больше не выбирает советников исходя из их компетентности. Понимание мировых вопросов является лишь второстепенным требованием. Пока сотрудники безоговорочно лояльны, Эрдоган будет их защищать», — считают авторы статьи.

Если властный правитель Турции одержит победу на президентских и парламентских выборах в воскресенье, страна окончательно превратится в государство, управляемое одним человеком, заявляют Сентек и Шоу. Его победа будет означать, что он станет главой государства и правительства. Он будет по своему усмотрению назначать большинство судей Конституционного суда и министров. Гражданское общество, проявившее некоторое сопротивление, несмотря на тяжёлые репрессии, будет окончательно деморализовано.

Эрдоган хочет превратить Турцию в семейный бизнес, и возможный рост доверия в результате победы позволит ему продолжить свою агрессивную войну в Сирии и Ираке и провозгласить себя «верховным главнокомандующим» как в стране, так и за её пределами.

В то время как основой успеха турецкого президента служит его аура непобедимости, это восприятие медленно видоизменяется, и многие считают, что он просто не приемлет поражения.

Среди возможных сценариев дальнейшего развития событий, предложенных критиками руководства страны, следует отметить вероятность того, что Эрдоган может объявить о новых выборах, тем самым он проигнорирует результаты голосования или же издаст новый указ.

Если Эрдоган проиграет выборы 24 июня, лишится ли он также и своей власти? Турции придётся подождать и посмотреть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *