Черноморский флот на волнах истории: мифы и реальность

Историческая мифология, связанная с Черноморским флотом, была и остается важной составляющей тотального «загрязнения нечистотами» мозгов, на котором в большой степени построена власть Кремля. Достаточно вспомнить популярную песню о «легендарном Севастополе», будто бы «неприступном для врагов», чтобы наглядно представить себе масштабность этой мифологии, ведь «город славы русского флота» противники захватывали трижды: в 1855, 1918 и 1942 годах.

Черноморский флот на волнах истории: мифы и реальность

Но все поражения и агрессивные акции ЧФ в российской и советской историографии, тем более в произведениях искусства, обычно удивительным образом превращались в победы всемирно-исторического масштаба, в крайнем случае ‒ в победоносные битвы, в которых захватчик нес в десять раз большие потери, чем «наши герои». Ну, а корабли ЧФ в таких мифологических проповедях выглядели грозно и мощно.

ЧФ был создан прежде всего как инструмент агрессивной экспансионистской политики, направленной на Босфор и Дарданеллы, в Средиземноморье, на Ближний Восток

На самом деле не секрет, что ЧФ был создан прежде всего не как орудие защиты берегов Российской империи и сдерживания потенциальных противников, а как инструмент агрессивной экспансионистской политики, направленной на Босфор и Дарданеллы, в Средиземноморье, на Ближний Восток. Такую роль он играл до Восточной (Крымской) войны, показавшей вопиющую отсталость России и приведшей к прекращению существования ЧФ аж на четверть века. Восстановленный после русско-турецкой войны 1877-78 годов, флот вскоре снова возымел агрессивно-наступательный характер. Несмотря на это, экономическая и технологическая отсталость Российской империи привела к тому, что в начале Первой мировой войны ЧФ отнюдь не обеспечивал реализацию захватнических планов Петербурга ‒ захватить Стамбул и Проливы, поднять крест над Св. Софией и превратить вновь обретенный Константинополь в третью столицу империи. И даже больше: он не обеспечивал эффективную защиту Крыма и своей главной базы.

Не буду переутомлять читателей перечнем боевых кораблей ЧФ в тот или иной период Первой мировой войны. Замечу только, что достаточно было к флоту Османской империи присоединиться немецкому линейному крейсеру «Гебен» и легкому крейсеру «Бреслау», чтобы российские морские перевозки оказались заблокированными, а приморские города ‒ в зоне обстрела с моря, даже Севастополь. Ситуация изменилась, когда в действие вступили только что построенные в Николаеве два новейших линкора; правда, один из них затонул в октябре 1916-го, однако в феврале 1917-го его заместил другой, однотипный с утраченным. А на воду спустили для достройки последний из серии черноморских линкоров, который должен был приобрести боеготовность в конце того же 1917 года.

Почти все корабли этого флота были построены в Николаеве и Севастополе по проектам петроградских и местных инженеров

В общем Российской империи удалось развернуть достаточно мощный флот, который в 1916 году сумел установить контроль над Черным морем. И, что стоит отметить, почти все корабли этого флота были построены в Николаеве и Севастополе по проектам петроградских и местных инженеров. Однако этот флот так и не стал стратегическим фактором, не использовал реальный шанс для этого. ЧФ не помог британским и французским воинам, в 1915 году осуществившим при поддержке линкоров и крейсеров попытку прорыва через пролив Дарданеллы в Стамбул и высадку мощного десанта на Галлиполийский полуостров. В этих обстоятельствах, когда основные силы Османской империи в этом районе были оттянуты на борьбу с десантом, удар ЧФ по Босфору во второй половине 1915-го, когда в строй стали два новых линкора, и эффективная десантная операция могли бы привести к разгрому турецких войск и их отступлению если не на всех фронтах, то на большинстве из них. Но и высшая власть, и адмиралы Российской империи не отважились на решительные действия и фактически предали своих западных союзников, начавших Дарданелльскую операцию для помощи российским войскам, не слишком успешно воевавшим в 1915 году. Этот сюжет нынешняя российская историческая мифология, которая глорифицирует не только советские, но и имперские времена, всячески обходит стороной. Как и то, что одним из последствий этого отказа стало символическое событие: в 1918-м, после захвата немецкими войсками Севастополя, «Гебен» пришел туда ремонтироваться ‒ в Османской империи не было сухого дока достаточного размера…

Черноморский флот на волнах истории: мифы и реальность

Впрочем, куда более значимым событием стала растянутая на несколько лет гибель почти всего корабельного состава ЧФ, начавшаяся в том же 1918 году.

В советские времена утверждалось, что флот дружно ушел из Севастополя в Новороссийск и там по приказу Ленина был затоплен, чтобы не достался, по условиям Брестского мира, Германии и ее союзникам. «Гибель эскадры» ‒ так называлась знаменитая когда-то пьеса, написанная Александром Корнейчуком. Героическая, патетическая, революционная ‒ и насквозь фальшивая. Поскольку, во-первых, в Новороссийск ушла меньшая часть флота, во-вторых, половина кораблей, ушедших из Севастополя, вскоре вернулась назад, под воду ушла другая половина, в том числе один из новейших линкоров, в тот момент ходивший под названием «Свободная Россия». Куда больше кораблей в 1920-м ушли под флагами Белой армии в Стамбул, а затем ‒ в Бизерту на севере Африки, тогда принадлежавшую Франции. Там они и закончили свой век…

После овладения Крымом в конце 1920-го несколько лет большевики даже не пытаются восстановить ЧФ

И тут начинается самое интересное. После овладения Крымом в конце 1920-го несколько лет большевики даже не пытаются восстановить ЧФ. Напротив, они делают почти все от них зависящее, чтобы нечего было и не из чего было восстанавливать. Режут на металлолом корабли, которые подлежат капитальному ремонту или достройке. Порой даже не сами режут (неужели качественная броневая сталь не нужна СССР?), а продают недостроенные корабли за границу, а часть их оборудования снимают для использования в хозяйстве. Кремль фактически отказывается от перспективы создания флота, способного оперировать в океане, продав на металл четыре не до конца достроенных линейных крейсера типа «Измаил», имевших очень мощное вооружение. Такая же судьба ожидала и последний из черноморских линкоров. Его перегоняют из Николаева в Севастополь и здесь разбирают, так же, как и большинство поднятых затонувших кораблей.

На Черном море достраивают лишь 4 канонерские лодки и капитально ремонтируют устаревший еще перед Первой мировой крейсер, дав ему, впрочем, громкое имя ‒ «Коминтерн». Всего в середине 1920-х в состав Красных морских сил Черного и Азовского морей входят крейсер, 3 эсминца, 5 канонерских и 2 подводные лодки и 20 тральщиков. Все!

За три года на Черном море были достроены еще два легких крейсера и три эсминца (все ‒ спущены на воду еще во время Первой мировой войны). Однако откройте русскоязычную Википедию, откройте многие современные книги по истории ЧФ, и вы прочтете, что, мол, «в 1928 году флот был восстановлен». Это уже не миф, а откровенная ложь, причем грандиозная…

Некому было достраивать. Катастрофически не хватало ни квалифицированных инженеров, ни рабочих-корабелов

Почему же так произошло? Почему Кремлю пришлось перегонять с Балтики на Черное море линкор «Парижская коммуна», уступавший построенным в Николаеве кораблям этого класса? Ведь стоял там у причала почти готовый корабль с символическим названием «Демократия», а если чего-то не хватало ‒ снимай с поднятого со дна однотипного флагмана ЧФ? Вообще ‒ достраивай первый и капитально ремонтируй второй! Ответ прост: некому было достраивать. Катастрофически не хватало ни квалифицированных инженеров, ни рабочих-корабелов (того самого пролетариата, от имени которого выступали большевики). Кто-то умер от голода и болезней, погиб в рядах разных армий, кого-то расстреляли чекисты, а кто-то отправился за границу. И броневую сталь разучились делать, и крупнокалиберные пушки, и боезаряды к ним… А если бы и достроили эти линкоры ‒ где взять достаточно специалистов морского дела, чтобы плавать на них? Вот и пришлось восстанавливать, достраивать, а затем, в 1930-х, и строить то, что менее сложно ‒ подводные лодки (на основе проектов времен Первой мировой или купленных за рубежом чертежей), легкие крейсеры и эсминцы (здесь существенно помогли присланные Муссолини специалисты: в 1933-м СССР подписал с Италией договор о дружбе, и он работал). А три боевых корабля, среди которых был лидер «Ташкент» (прозванный в народе «голубым крейсером») итальянцы продали готовыми. Велись переговоры с американцами, чтобы купить для ЧФ современный линкор или тяжелый крейсер, но стороны не договорились…

Черноморский флот на волнах истории: мифы и реальность

Впрочем, помогло бы Кремлю наличие на Черном море значительно больших, чем это было реально, сил флота, как надводного, так и подводного? Представляется, что если бы и помогло, то ненамного. Ведь оружие само по себе ничего не решает. Между тем морские кадры, как дореволюционные, так и выращенные самими большевиками, стали жертвами нескольких волн репрессий, самая масштабная из которых пришлась на 1937-38 годы. В итоге катастрофически упала боеспособность ЧФ. Подчиненные не доверяли своим командирам, большинство которых оказались «врагами народа», командиры боялись проявлять свою требовательность и бороться с нарушениями дисциплины (а если обиженный напишет донос?), число знатоков морского дела, без того малое после предыдущих исторических потрясений, упало чуть ли не до нуля, на командные должности выдвигались не подготовленные к ним люди (других просто не было), обучать флотскую молодежь стало некому, а топили все это военные по традиции в рюмке.

В Николаеве только в 1960-е было восстановлено строительство тяжелых кораблей. Однако они заметно отставали от стандартов передовых морских держав

…И что бросается в глаза: действительно отсталая по сравнению с передовыми государствами царская Россия могла проектировать и строить на Черном море линкоры, а вот «передовой» СССР не смог достроить и восстановить тяжелые корабли что на Черном, что на Балтийском море. Заложенные накануне Второй мировой войны линкоры и тяжелые крейсеры также остались недостроенными. Собственно, в Николаеве только в 1960-е было восстановлено строительство тяжелых кораблей (ракетные и авианосные крейсеры). Однако они заметно отставали от стандартов передовых морских держав, а единственный настоящий советский авианосец «Адмирал Кузнецов» (который также официально называется «тяжелый авианесущий крейсер) был введен в эксплуатацию только в 1990 году. Этот авианосец сейчас входит в состав российского флота и из-за недостатков своей двигательной установки иронически называется среди журналистов «дымящимся авианосцем». На большее «самая передовая держава мира» была не способна. Видимо, это и хорошо.

Сергей Грабовский

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *