Медицинский туризм в Севастополе: утопия или реальность?

До 2030 года российские власти Севастополя планируют сделать город центром медицинского туризма соседней России. Насколько это реально и как с этим сейчас обстоят дела в ближнем и дальнем зарубежье, а также в самой России?

Медицинский туризм в Севастополе: утопия или реальность?

В коридорах больницы №3 имени Даши Севастопольской

В российском правительстве Севастополя состоялась первая стратегическая сессия по разрабатываемому проекту «Севастополь 2030 – центр медицинского туризма России», в рамках которой с представителями экспертного сообщества, бизнеса и общественности обсудили вопросы увеличения туристического потока в регион, подготовки управленческого резерва медицинских работников, создания единой информационной платформы.

«Наш проект в первую очередь нацелен на увеличение туристического потока, улучшение уровня оказания медицинских услуг жителям города, дополнительное развитие системы здравоохранения, в том числе за счет привлечения внебюджетных инвестиций в сферах медицины и туризма. Разрабатываемый проект поспособствует созданию единой платформы учета медицинских услуг, а также исполнению указа президента Российской Федерации», – сообщила руководитель приоритетного проекта Департамента экономического развития города Севастополя Мария Литовко.

В ходе экспертного обсуждения заместитель генерального директора ГУП «Пансионаты Севастополя» Олег Тедиашвили представил концепцию развития пансионата «Изумруд» в части оказания медицинских оздоровительных услуг. Также в рамках разрабатываемого проекта участникам сессии была представлена презентация планируемой единой информационной платформы.

В погоне за качественной и недорогой медициной

По данным Patients Beyond Borders, около 8 миллионов пациентов со всего мира каждый год обращаются за зарубежным лечением, внося свой вклад в глобальную индустрию стоимостью 24-40 миллиардов долларов.

Медицинский туризм – выезд пациента в другую страну с целью найти оптимальное лечение в зарубежной клинике – стал настоящим бумом в 21 веке. Многие страны стремятся предложить высококачественную медицинскую помощь по хорошей цене.

Согласно статистике, озвученной на международном конгрессе по медицинскому туризму (Global Wellness Tourism Congress – GWTC), данная отрасль показывает стремительные темпы роста. С 2004 года доходы выросли с 40 миллиардов до 0,5 триллиона долларов, что соответствует 14% от общего объема доходов от туризма в целом (3,2 триллиона долларов). Уже в 2012 году данный вид туризма завоевал 1,8% мирового ВВП.

По количеству туристов, принятых для предоставления медицинских услуг, лидируют Индия, Венгрия, Мексика, Сингапур, Таиланд, Барбадос, Бразилия, Израиль, Южная Корея, Турция. Ряд стран, где работают стратегии развития экспорта туристических услуг, например, Германия и Малайзия, ввели специальные «медицинские визы». Сроки пребывания по ним, как правило, достаточно длительные – до 6 месяцев.

Существует и внутренний медицинский туризм, в частности, в США, где пациенты отправляются за более дешевыми или качественными услугами в другой штат.

Интересно, что медицинский туризм известен издавна. В основном богатые люди позволяли себе ездить на лечение в другие страны, чтобы укрепить свое здоровье или для профилактики различных заболеваний. Так, в XIX веке многие ездили «на воды» на побережья Италии или Франции, популярностью пользовались греческие острова. Те же, кто страдал анемией, нервными расстройствами или заболеваниями дыхательной системы, отдавали предпочтение поездкам в горы Австрии или Швейцарии.

Медтуризм на просторах СНГ

Активное развитие въездного медицинского туризма в Украине началось около пяти лет назад. Уже к концу 2017 года в украинских больницах лечилось 50 тысяч иностранных пациентов. По словам президента Украинской ассоциации медицинского туризма (УАМТ) Виолетты Янышевской, большая часть медтуристов едет из стран СНГ. «Однако в последнее время услуги украинской медицины становятся все более востребованными среди жителей Западной Европы, США, Израиля, Великобритании, Китая, арабских стран, некоторых африканских государств», –​ констатирует Янышевская.

В Беларуси для развития экспорта медицинских услуг ввели систему поощрений для работников отрасли, предусмотрели услуги профессиональных переводчиков, разработали порядок оказания медицинских услуг иностранному пациенту по всему циклу лечения от момента поступления в медучреждение до выписки или перевода в другие организации здравоохранения. Также Беларусь провела активную маркетинговую и рекламную кампанию, информируя потенциальных потребителей о возможностях национальной медицины.

В России, которая в Международном индексе медицинского туризма (Medical Tourism Index) занимает 34-е место из 41, по данным Минздрава, в 2016 году помощь в медицинских учреждениях федерального уровня получили 66,4 тысячи иностранцев, три четверти из них – амбулаторно. Более 70 процентов иностранных пациентов, получивших медуслуги в России, – граждане стран СНГ. Как пишет «Российская газета», система региональных медицинских учреждений, готовых принимать иностранцев, не развита. Как следствие, около 90 процентов пациентов едут в Москву и Санкт-Петербург.

Реален ли медицинский туризм в Севастополе?

О том, реально ли в Севастополе оказание медицинских услуг иностранцам, можно даже не говорить – санкции. На аннексированную территорию не поедут представители развитых стран. А вот граждане государств-сателлитов России – вполне. Вот только какую медицину предложит им Севастополь?

Недавно московские эксперты из Научного института менеджмента здравоохранения разработали «Программу развития здравоохранения Севастополя». Столичные спецы, в частности, рекомендовали, в связи с большим спектром пересечения оказываемой помощи, присоединить к психиатрической больнице «Дом малютки», кожвендиспансер и Центр диагностики и лечения СПИДа объединить с инфекционной больницей, а физкультурный диспансер – вообще ликвидировать. Женские консультации и родильные дома – передать Первой горбольнице. И так далее.

Останется ли после этого в живых и так умирающая севастопольская государственная медицина – большой вопрос. С начала года уволены или уволились по собственному желанию большинство главврачей местных больниц, а комплектация персоналом, по словам самих медиков, в некоторых отделениях составляет 50-60 процентов от штатной. На днях стало известно, что российский Департамент здравоохранения Севастополя в приказном порядке ликвидирует места в городских учреждениях здравоохранения. Приказ о сокращении коечного фонда поступил главврачам в понедельник, 10 сентября. Всего в больницах будет ликвидировано 132 койки. И это при том, что севастопольцы неделями ждут госпитализации.

Начало строительства больницы скорой помощи и онкодиспансера откладывается уже который год, сокращение очереди на прием к специалистам до 7-10 дней выдается как заслуга руководства городского здравоохранения.

Услуги такой медицины вряд ли понравятся туристам, если только они не из стран Африки, где оная почти отсутствует.

Может быть, нынешние руководители Севастополя надеются на высококачественные услуги частных клиник? Это тоже не вариант. Хорошего уровня высокооплачиваемые врачи в Севастополь не поедут – отсюда сбежали даже медики, польстившиеся миллионом рублей подъемных по программе «Земский врач».

Что остается? Лечебно-санаторные услуги в санаториях и пансионатах? Так там уровень сервиса не дотягивает даже до минимального, а устаревший санаторно-курортный фонд, построенный в советские времена, может вызывать только ностальгию, а не доверие к медицинским услугам.

Надежду севастопольским чиновникам дает только срок исполнения программы медицинского туризма – далекий 2030-ый год. К этому времени, как в восточной притче, или визирь умрет, или ишак.

Геннадий Кравченко, крымский обозреватель

Крым.Реалии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *