Гепатит в Севастополе становится фатальным диагнозом

Гепатит в Севастополе становится фатальным диагнозом

В Севастополе перестали выделять деньги на закупку дорогих, но эффективных лекарств от вирусных гепатитов В и С, сообщают пациенты. Отныне те, кто имел несчастье заразиться, обречены либо выкладывать миллионы рублей из своего кармана, либо принимать дешевую терапию с кучей побочек, рискуя так и не вылечиться. Между тем, заразиться может каждый, ведь Севастополь – первый по заболеваемости в стране.

При Украине больных хроническими вирусными гепатитами в Севастополе никто не считал, а лечили – от случая к случаю. И только тех, у кого на это были деньги. В 2015 году новый главврач инфекционной больницы Инга Матяж решила, что при России все нуждающиеся в лечении севастопольцы должны получать терапию бесплатно, за счет государства. Но для этого нужно было финансирование, причем немалое: стоимость препаратов против гепатита колеблется от 20 тысяч до 1 млн рублей в месяц. Длится курс в среднем от 3 до 12 месяцев.

В 2016 году севастопольские инфекционисты разработали программу и передали ее в департамент здравоохранения города, который в свою очередь выпустил до сих пор действующий приказ №30 от 18.01.2017 «О совершенствовании организации оказания медицинской помощи пациентам с парентеральными вирусными гепатитами и циррозами печени вирусной этиологии в городе Севастополе».

На основании этого документа было выделено бюджетное финансирование. В инфекционной больнице заработало лечебно-консультативное отделение с дневным стационаром и двумя консультативными кабинетами. Появился регистр пациентов, нуждающихся в лечении, который сейчас, в 2019 году, включает более 700 человек.

Два года – 2016 и 2017 — севастопольские пациенты успешно лечились за счет городского бюджета. Терапию, в том числе дорогостоящими препаратами, получили 39 человек. А на 2018 год тогдашний глава департамента Антон Бахлыков финансирование не утвердил, сославшись на то, что по всей стране гепатиты лечатся по полису, за счет ОМС. Пусть местный фонд ОМС терапию и финансирует, решили в департаменте.

В 2018 году севастопольский терфонд ОМС оплачивал запросы инфекционистов в полном объеме. Лечение получили 42 человека из более 700 нуждающихся. Однако вскоре стало ясно, что на дорогостоящую терапию у системы ОМС денег нет. Чтобы полностью покрыть расходы на терапию вирусных гепатитов, нужно столько же средств, сколько выделяется на все дневные стационары города.

Поэтому на 2019 финансирование было значительно сокращено. Фонд выделили какое-то количество случаев на лечение пациентов в условиях дневного стационара инфекционной больницы, но только самыми дешевыми пегилироваными интерферонами (но и они стоят около 20 тысяч рублей в месяц, до 240 тысяч рублей на курс). Те же, кому показаны дорогостоящие безинтерфероновые препараты прямого действия, остались совсем без лекарств.

В севастопольском фонде ОМС «Примечаниям» пояснили, что дело не только в отсутствии средств. Современная терапия вирусных гепатитов выглядит так: больной просто принимает раз в сутки нужную таблетку. Такое лечение попадает под определение амбулаторного и по ОМС не оплачивается. В региональное тарифное соглашение программы госгарантий входит только лечение в дневном стационаре. Чтобы оформить случай «стационарным», нужно, чтобы пациент проводил в больнице по 4 часа в день. Иначе любая проверка привлечет функционеров фонда за нецелевое расходование средств.

Поэтому, если состояние пациента не терпит отлагательств, и противовирусная терапия нужна срочно, фонд готов отправить его на материк, в Краснодарский край, где ему назначат дорогие препараты (такие случаи в этом году уже были). Но неужели такая поездка для государства выгоднее, чем лечение на месте, удивляются пациенты.

Как рассказали в аппарате заксобрания Севастополя, инфекционная больница запрашивала на этот год финансирование из городского бюджета. Программа, по которой лечение могли пройти еще 45 человек, была готова еще в январе 2019. Причем, сумма в масштабах бюджета города (почти 40 млрд рублей) требовалась совсем небольшая – около 29 млн. Но горздрав и департамент финансов, по информации законодателей, цифру не одобрили и в проект бюджета не включили. Хотя депутаты готовы проголосовать за соответствующее изменение в бюджет хоть завтра. Но пока законопроектов по этому вопросу никто не подавал, следующее плановое перераспределение бюджета пройдет в июле, и до этого момента больным вирусным гепатитом нужно еще дожить.

Понятно, что без возврата к многоканальному финансированию городу с гепатитами не справится. Часть случаев по дневному стационару пусть, как сейчас, оплачивает ОМС. Часть – те, у кого гепатит сопровождается ВИЧ-инфекцией — получают терапию за счет федерального бюджета. Остальные — особенно те, кто нуждается в дорогостоящих препаратах прямого действия — должны лечиться за счет бюджета городского. Иначе распространение инфекции остановить будет невозможно, ведь в Севастополе уровень заболеваемости острыми формами гепатита B и C и так выше, чем в среднем по России.

Интересно, что в соседнем Крыму программа по лечению гепатитов за счет бюджета действует. И показатели ее прекрасны: регион входит в тройку лидеров, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, по числу больных, получающих бесплатную терапию.

За 2018 год курс лечения в Крыму прошли 750 человек (сравните с нашими 42), среди которых 8 детей. Лечение децентрализовано: по всему полуострову ведут прием 39 специалистов – инфекционистов и гастроэнтерологов. Терапию пациенту подбирает специальная комиссия в Симферополе, а наблюдение за ходом выздоровления осуществляется по месту жительства.

Но в целом ситуация в Севастополе соответствует федеральным тенденциям. По всей стране терапия вирусных гепатитов остается для большинства пациентов недоступной.

В 2017 году препараты против гепатита С получили за счет бюджета всего 1,5% нуждающихся, или 9661 человек. На это была потрачено 3,6 млрд рублей, посчитали специалисты «Коалиции по готовности к лечению» (ITPCru). Это общая сумма — из федерального бюджета, региональных и муниципальных программ и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Чтобы остановить распространение заболевания нужно пролечить одномоментно в 13 раз больше – 123 тысячи человек, отмечают специалисты.

При этом основная финансовая нагрузка возложена на регионы. Доля Минздрава — 7%, или чуть более 260 млн руб. Централизованная закупка через Минздрав обеспечила лекарствами 15 регионов из 85. Помощью ФОМС воспользовались 42 региона.

Самым обеспеченным лекарствами против гепатита регионом остается Москва. В столице действует программа по лечению гепатита, расходы города на лечение в прошлом году составили 36% всей суммы закупок, или 1,3 млрд. руб. На Москву пришлось 45% от общего количества закупленных курсов для лечения гепатита С в 2017 г. Далее идут Крым (9,2%) и Московская область (5,6%).

«Фактически терапия доступна лишь в отдельно взятых регионах, где действуют региональные программы, идет обеспечение лечения за счет Минздрава или широко практикуются закупки препаратов через систему ОМС», — констатировали эксперты коалиции.

В конце 2018 года Минздрав РФ объявил о еще большем снижении затрат на лечение гепатитов. Закупки безинтерфероновых препаратов прямого действия для ВИЧ-инфицированных носителей гепатита С в 2019 году сократили в 7,5 раз: с 431 до 58 млн рублей, что снизит число пациентов, которым положена терапия, с 750 до 100 человек. Дорогостоящие препараты планируют заменить на дешевые интерферонсодержащие лекарства.

Между тем распространенность вирусного гепатита С, как и ВИЧ-инфекции, в России давно вышла за пределы групп риска. По данным Всемирной организации здравоохранения, потенциальное количество невыявленных инфицированных в России достигает 5,8 млн человек. В 2017 году зафиксировано 50,7 тыс. новых случаев гепатита С.

Вирус настолько мал, что для его передачи достаточно мизерной капли крови, и заразиться теоретически можно где угодно: на маникюре, в тату-салоне, у стоматолога. Ситуация усугубляется тем, что большинство инфицированных долгое время даже не подозревают, что являются носителями, ведь первые стадии инфекции проходят бессимптомно.

Но сейчас этим людям снова, как в украинские времена, приходится самим изыскивать миллионы рублей на лечение. Или подбирать альтернативные варианты. Например, сейчас можно купить через Интернет дешевые китайские или индийские дженерики – аналоги сертифицированных препаратов. Но они в России не зарегистрированы, а значит назначать их врачи государственных больниц не имеют права. Приходится пить их на свой страх и риск. И цена этого риска для 45 человек известна – 29 млн сэкономленных чиновниками рублей.