Такое впечатление, что на мысе Хрустальном всё делается только ради многоэтажек, — архитектор

Жилую застройку без «антуража» в центре города севастопольцы вряд ли одобрили бы, считает эксперт.

Эффектная ширма?

Проект культурного кластера на мысе Хрустальном, представленный губернатору Российским институтом градостроительства и инвестиционного проектирования «Гипрогор», — это только прикрытие для строительства там жилых многоэтажек. Такое мнение высказал член Союза архитекторов Севастополя Юрий Падалка в ходе обсуждения документа с коллегами на площадке ОНФ в среду, 24 апреля.

«Всё сделано для того, чтобы построить многоэтажки на 300 или 500 элитных квартир, а остальное — театр, концертный зал и так далее — это антураж. Всё дело в том, что там как-то слишком много этих квартир. Если бы вдруг возникла идея построить несколько огромных высотных домов с элитными квартирами в центре города, как бы город это воспринял? Как агрессию. А если сделать парк и в нём это жильё, то уже как будто более-менее проблема замазана», — отметил он.

Такое впечатление, что на мысе Хрустальном всё делается только ради многоэтажек, - архитектор

План в максимальном разрешении можно скачать, кликнув по картинке

Правда, не все из присутствующих согласились с этим предположением, отметив, что это было бы слишком дорогое прикрытие: даже рыночная стоимость планируемого на мысе Хрустальном жилья «гораздо ниже, чем затраты на строительство одного оперного театра».

Объёмы планируемой застройки вызывают сомнения эксперта. По его мнению, крупные объекты необходимо либо перенести в другое место, либо уменьшить в масштабах, чтобы «всё это было более приближено к истории и стилистике нашего города».

Как ехать будем?

Крайне важно, подчеркнул член союза архитекторов, обеспечить транспортную доступность самого мыса Хрустального, который в этом плане исторически был не очень развит.

«Это окраина в центре города, и он может так и остаться окраиной, если там не будет нормального транспортного обеспечения. Раз есть машины, то должны быть стоянки, общественный транспорт. Это очень важный вопрос, и видно, что в нынешних проектах он не проработан», — считает эксперт.

Возведение на мысе жилищных зданий влечёт за собой проблему парковок, в которые может превратиться то, что останется от парка.

«Это же огромное количество элитных квартир, и, безусловно, это большое количество машин, которые где-то должны стоять. То есть опять же всё будет заставлено и, возможно, в тех кусочках парка, которые планируются по проекту, — тогда уже точно парка <на мысе Хрустальном> не будет», — говорит Юрий Падалка, считая совершенно недостаточными три запланированные парковки.

Забыли о главном

Авторы разработки учли в проекте такие колоссальные объекты, как Александровская и 10-я береговые батареи, но сделали недопустимое упущение, отметил Юрий Падалка. Они не включили в проект 11-ю береговую батарею, которая находится на улице Адмирала Владимирского. Сейчас часть батареи силами общественников превращена в народный музей, но большая её часть находится под близлежащими домами.

«Конечно, после войны выдавали разрешения людям на эту землю [под которой проходит батарея], это была почти окраина возле воинских частей, и никто особо не обращал внимания на эту батарею. Но на самом деле это был штаб обороны Севастополя, там сидели Петров, Моргунов, они оттуда руководили обороной, и об этом забывают почему-то», — недоумевает архитектор.

По мнению специалиста, правильно было бы органично вписать все фортификационные сооружения, расположенные на мысе Хрустальном в проект будущего музейно-культурного кластера, тогда будет и совсем другое ощущение проекта, и в нём будет чувствоваться уважение к городу и к его истории.

«Приморский парк, который там будет, и береговая линия — вся эта концепция может быть основана на остатках оборонительных сооружений, истории строительства и обороны города и самой идее Севастополя как крепости», — считает эксперт.

Стоит отметить, что во время презентации представитель «Гипрогора» заявляла о том, что все исторические объекты будут вписаны в парковую территорию, но, видимо, убедительного отображения этого в предложенном плане архитекторы не увидели.

Небольшой нюанс

По словам Падалки, обеспокоены своей дальнейшей судьбой и в детско-юношеском спортклубе ЦСКА, расположенном на территории Александровской батареи. Планы руководства клуба не совпадают с планами проектировщиков «Гипрогора», отмечает эксперт.

«На самом деле у ЦСКА есть контракт уже очень давно по созданию там яхт-клуба», — напомнил архитектор.

Напомним, общественные слушания состоятся 29 апреля 2019 года по адресу: ул. Ленина, 25, в 18:00 (регистрация с 17:00, необходимо иметь паспорт).