Морские фермы Севастополя: бутафорская поддержка и реальные проблемы

Морские фермы Севастополя: бутафорская поддержка и реальные проблемы

В Севастополе значительно упали объемы производства аквакультуры – рыбоводства, выращивания мидий и устриц. При этом российские власти на протяжении пяти лет старались развивать эту отрасль, поддерживали предпринимателей грантами и хвалились привлечением инвесторов. Так в чем же дело?

Как сообщила на днях пресс-служба городского департамента сельского хозяйства, за девять месяцев нынешнего года в Севастополе субъекты хозяйствования произвели 33 тонны объектов аквакультуры, из которых реализовали 10 тонн.

Для сравнения: за 2018 год предприниматели города произвели 69 тонн аквакультуры, из которых была реализована 51 тонна. При этом урожай одной компании по выращиванию моллюсков составил 50 тонн. А в 2015 году в Севастополе было выращено чуть более 40 тонн.

При этом, в соответствии с утвержденным властями проектом стратегии социально-экономического развития Севастополя, объем производства аквакультуры до 2030 года должен вырасти до 700 тонн – более чем в десять раз.

Подготовка – полным ходом

После аннексии Крыма российские власти Севастополя всеми силами стараются наполнить дотационный на три четверти бюджет. Изыскивали любые способы, особое внимание было обращено на особенности города, длина береговой линии которого составляет около 150 километров, имеется много естественных бухт, а в окрестностях – озер и прудов. Разведение рыб и выращивание мидий были признаны перспективными направлениями развития.

В 2015 году был разработан проект программы, которая предусматривала компенсацию процентов по кредитам на развитие аквакультуры, субсидирование приобретения кормов для ценных пород рыб, а также субсидирование части затрат на приобретение рыбопосадочного материала.

Осенью того же года года бизнесмен Михаил Бушмакин в севастопольском селе Терновка открыл ферму по выращиванию осетровых. Расчет был на производство 30-40 тонн элитной рыбы в год. Кроме того, предприниматель планировал в ближайшие годы представить на рынке черную икру севастопольского производства.

В феврале 2017 года Бушмакин рассказывал местным журналистам: «Сейчас, благодаря помощи правительства, потихонечку падает у нас себестоимость, потому что нам компенсировали часть затрат на корма и на рыбопосадочный материал. Конечно, это сильно помогает. Основные проблемы – это то, что нет денег в Крыму на развитие».

Также Бушмакин сообщил, что особи ленского осетра успешно подрастают, стерлядь достигла среднего веса полтора килограмма, а в следующем году Севастопольский осетровый завод готов обеспечить рынок 30 тоннами своей продукции.

Ученые тоже не стояли в стороне. Летом 2016 года в Севастополе прошло расширенное совещание в Институте биологии Южных морей имена Ковалевской, на котором решили разработать карту с рекомендованными местами развития аквакультуры в Черном море у севастопольских берегов.

С производством мидий тоже дела, на первый взгляд, налаживались: в августе 2018 года в акватории Черного моря в районе поселка Кача начался монтаж конструкций морской фермы, где на отведенном в пользование рыбоводном участке площадью 144 гектара компания ООО «Центр морских пищевых ресурсов» намеревалось выращивать черноморские мидии и устрицы. Предприятие сообщало о готовности вложить в проект морской фермы свыше 70 миллионов рублей.

В июле нынешнего года в бухте Ласпи заработала еще одна морская ферма площадью 25 гектаров по выращиванию мидий и устриц. Утверждали, что там выращивается два миллиона деликатесных устриц.

Подводные камни

В феврале нынешнего года президент России Владимир Путин подписал закон, предоставляющий рыбохозяйственным предприятиям полуострова право пользоваться рыбоводными участками без проведения торгов. Но, как это обычно бывает в российских реалиях, что-то пошло не так. Летом 2018 года предприниматель Михаил Бушмакин объявил, что намерен закрыть или продать осетровый завод, если не удастся найти соинвестора.

«В стране кризис, денег у народа нет. Мы рыбу вырастили, а покупать ее некому», – заявил журналистам фермер.

А в 2019 году морские фермеры попали под прессинг Росприроднадзора: их бизнес по экологическим рискам приравняли к нефтепроводам. Предприятия не получили положительного заключения государственной экологической экспертизы для размещения мидийных и устричных ферм, против них заведены дела об административном правонарушении.

Как рассказал РБК председатель правления Черноморского объединения предприятий марикультуры Сергей Татко, самостоятельно проходить госэкспертизу компаниям затруднительно, поскольку в законодательстве не определен четкий перечень необходимых для этого документов. Подготовить документацию и сопроводить государственную экологическую экспертизу «до получения положительного заключения» фермерам предлагают различные коммерческие структуры. Стоимость их услуг, по словам Татко, составляет не менее 3,5 миллиона рублей.

Хотелось бы отметить, что предприятия выращивают рыбу и моллюсков на фермах в море. То есть, животные обитают в состоянии естественной свободы и не наносят вред окружающей среде. Но разве чиновников это волнует?

Между тем, на Дальнем Востоке России прокуратура уже начала запрещать предприятиям пользование аквакультурными участками в связи с отсутствием экологической экспертизы. В Крыму такие действия надзорного органа тоже не за горами.

Год назад в Севастополе была создана рабочая группа по развитию отрасли марикультуры, основная задача которой – ускорить развитие морехозяйственного комплекса в городе-герое. Пока получается с точностью до наоборот.

Геннадий Кравченко, крымский обозреватель

Крым.Реалии

Предыдущая новость: