90-летняя бабушка вернула свою квартиру через суд

Решив зарегистрировать право собственности в Севреестре, севастопольская  бабушка узнала случайно о том, что больше не имеет никакого отношения к своей квартире.

90-летняя бабушка вернула свою квартиру через суд

Договор дарения вместо доверенности на представительство своих интересов подписала 90-летняя жительница Севастополя, участница Великой Отечественной войны и ветеран труда Татьяна Григорьевна Мирошниченко.

На защиту прав женщины встали её соседи по району, депутаты и Нахимовская прокуратура.

Скромный «подарок»

«Подарила» женщина ни много ни мало — свою половину двухкомнатной квартиры на улице Горпищенко. Вторую половину ещё раньше, в 2012 году, дочь от первого брака умершего мужа Татьяны Григорьевны подарила одному из севастопольских риэлтеров. Риэлтор же быстро переоформила недвижимость на свою несовершеннолетнюю дочь.

О причине столь щедрого жеста падчерицы можно только предполагать, но, по свидетельству соседей, склонить немолодую и не очень здоровую женщину к невыгодным для неё поступками — не проблема для нещепетильного человека.

С тех пор женщина исчезла из поля зрения Татьяны Мирошниченко. Обеспокоенная происходящим с падчерицей, она пыталась искать помощи у знакомых, и одна из них привела в дом Татьяны Григорьевны Эльмиру Самотугу — представила её как родственницу и попросила дать ей пожить в квартире пару дней, пока та не найдёт жильё.

И швец, и жнец

Сама же Самотуга представилась юристом, правозащитником, частным следователем и даже работником Следственного комитета. В Севастополь она прибыла из Луганска — через Евпаторию. Оттуда, по словам соседей, за ней уже тянулся шлейф «мутной» истории, также связанной с местом, где она проживала, а в Интернете они видели её рекламу о гадании и снятии порчи. На тот момент — в октябре 2015 года — Самотуга находилась в процессе получения гражданства России.

Эльмира Самотуга в квартире не поселилась — иногда готовила есть, принимала в гостях свою приятельницу-посредницу, приглашала ещё какую-то женщину, долго измерявшую квартиру. То ли гостья, то ли хозяйка, она пообещала ухаживать за пожилой женщиной, взять на себя оплату коммунальных услуг и, главное, помочь с поиском падчерицы и восстановлением её прав на квартиру. Татьяна Григорьевна доверилась и у нотариуса подписала доверенность на право представлять свои интересы Эльмире Самотуге. Затем на неё было оформлено и завещание.

У Татьяны Григорьевны есть племянники, с которыми она поддерживает отношения; правда, им она о своей «помощнице» не рассказывала. Видимо, не понадеявшись на завещание, псевдозащитница решилась на шаг, который гарантировал ей квадратные метры в Севастополе. Она убедила верившую ей женщину, что для поиска падчерицы необходима помощь ещё одного человека, на которого необходимо также оформить доверенность на представление своих прав — и в декабре 2015 года привезла её в МФЦ.

Там их ждала Елена Д. (имя изменено), которая, по словам Самотуги, и возьмёт на себя решение проблем. Саму же Елену она попросила временно принять в дар от пожилой женщины часть квартиры, чтобы переоформить её на Самотугу, когда та получит гражданство. Что и произошло в 2016 году. Елене же Самотуга пояснила, что Татьяна Григорьевна — её родственница, а договор дарения является результатом ухода за пожилым человеком.

Плохо видящая женщина, которой, как затем выяснило следствие, содержание документов не зачитывалось и не разъяснялось, «на ощупь» (формулировка из решения суда) подписала договор дарения и связанные с ним документы. На тот момент — до 2017 года — такую сделку можно было совершить без нотариуса.

Как появилась, так и исчезла

После этого Самотуга плавно исчезла из жизни пенсионерки — только сообщила в феврале 2016-го, что не сможет ей ничем помочь. Татьяна Григорьевна продолжала оплачивать коммунальные счета теперь уже не своей квартиры, сама ходила в магазин и вела свой быт, стараясь поменьше просить о помощи окружающих. Такой характер, говорят соседи. В июне 2016 года Татьяна Мирошниченко переписала своё завещание на другого человека.

Все экземпляры заветных документов Эльмира Самотуга хранила у себя; и о том, что живёт в чужой квартире, Татьяна Григорьевна узнала случайно — когда в 2017 году решила зарегистрировать право собственности в Севреестре. И тогда ей пришлось снова обращаться за помощью к окружающим. На этот раз — по правильным адресам.

«Мне позвонила моя бывшая соседка Анжелика Галямина: есть проблемы с тётей Таней. Попросила помочь. А я там живу, и все меня знают, — рассказывает ForPost Нина Гусарова, помощница депутата севастопольского заксобрания Сергея Кажанова. — Я её проконсультировала и перенаправила проблему к депутату по нашему мажоритарному округу Виктору Посметному. Там уже Татьяне Григорьевне помогли написать заявление в прокуратуру и взяли вопрос на контроль».

Начались угрозы

Тогда же Татьяне Григорьевне помогли найти падчерицу, которая на птичьих правах жила в чужом дачном домике за городом.

После этого вмешательства, подкреплённого ходатайством в прокуратуру, нечистая на руку женщина вновь возникла в квартире ветерана, в этот раз — со словами: «Ты ещё пожалеешь!».

Работа, в сжатые сроки проведённая Нахимовской прокуратурой, подтвердила доводы заявителей и позволила предъявить иск в защиту интересов участницы Великой Отечественной войны и ветерана труда. В нём говорилось о необходимости признать договоры недействительным и истребовать имущество из чужого незаконного владения. В ходе трёхмесячного разбирательства прокурор доказывал в суде незаконность действий Эльмиры Самотуги и отстаивал права Татьяны Григорьевны на жильё в оставшейся доле.

Справедливость — есть

В ходе следствия Самотуга уверяла, что Татьяна Мирошниченко исключительно из доброго расположения сама подарила ей часть квартиры, а в МФЦ ей было разъяснено, какие документы она подписывает. Для защиты своих интересов она заручилась поддержкой сразу двух представителей, однако это её не спасло. Неожиданностью для Самотуги стало появление в суде Елены Д., которая выступила на стороне обвинения. К слову, во время завершающего судебного заседания Самотуга сама попыталась стать обвинителем, заподозрив в квартирной корысти всех защитников 90-летней женщины, включая прокурора.

В результате суд признал недействительным договор дарения как заключённый в результате введения в заблуждения: жилплощадь должна быть возвращена законной владелице, ответчица должна будет оплатить судебные издержки в размере 13.045 рублей.

Не согласившись с решением суда, Эльмира Самотуга подала апелляционную жалобу, однако пропустила срок для её подачи, и решение суда вступило в законную силу.

Сейчас под контролем прокуратуры Нахимовского района идёт процесс перерегистрации прав собственности на жильё на имя Татьяны Григорьевны Мирошниченко.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *