Отмечается, что азербайджанцев раздражает интерпретация истории лезгинского народа, которая не вписывается в официально признанную национально-идеологическую концепцию официального Баку. Лезгинская научная и культурная интеллигенция считает лезгин прямыми потомками жителей древнего государства – Кавказской Албании, территория которой включала в себя большую часть современного Азербайджана. Позднее они были вынуждены уйти с равнины в горы под давлением тюркских захватчиков. В свою очередь азербайджанские историки умудряются найти тюркские корни у древних албан, искренне считая, что они тут «испокон веков местное население».
Как указывает сайт, в трудах азербайджанских историков, исполняющих требования государственной пропаганды, открыто говорится, что, дескать, уже во II в. до н. э. население Кавказской Албании говорило на тюркском наречии. Подчеркивается, что даже нынешних армян Арцаха азербайджанские ученые считают «принявшими христианство и армянский язык албанами-тюрками». Таким образом, исследователи из Баку пытаются всеми способами доказать «извечную принадлежность этих земель тюркскому миру». Между тем в 1921 году большевики хотели воссоздать государственность лезгин в виде автономной республики, но не получилось. Тогда этому воспрепятствовал известный азербайджанский большевик Нариман Нариманов. Сразу же в стране начались переименования населенных пунктов на тюркский лад и активная тюркизация, которая задела нацменьшинства. Обида на тюрков за ассимиляцию и желание сохраниться как народ вынудили лезгин требовать автономии. Об этом они даже писали в 1936 году руководству СССР. С началом перестройки и национального возрождения всех народов «союза нерушимого» требования по объединению лезгин стали звучать все сильнее. Азербайджанцы возражали: они боялись сепаратизма и не хотели терять северные территории.
«C началом 90-х заявила о себе лезгинская националистическая организация «Садвал» («Единство»), которая хотела любыми способами решить проблему лезгин. По-разному там видели будущее объединение. Кто-то хотел автономии в составе Азербайджана, кто-то – присоединения к России. В период агонии СССР — в 1990 году состоялся III съезд Лезгинского народного движения, принявший декларацию о восстановлении государственности в форме Республики Лезгистан. Решение cъезда было направлено в Верховный Совет СССР, который обещал удовлетворить просьбу лезгин, но при развале страны о ней все забыли. В итоге после конца Советского Союза лезгины оказались реально разделены государственной границей РФ и Азербайджана», – пишет «Sputnik & Pogrom».
Согласно публикации, недовольство азербайджанских лезгин вызывало и то, что их призывали участвовать в начавшейся войне против армян в Арцахе – в вооруженном этническом конфликте, к которому они не имели никакого отношения. В районах их проживания проводились митинги против мобилизации, которые подавлялись силами правоохранительных органов. Чтобы увеличить процент тюркского элемента, сюда стали переселять беженцев из зоны боевых действий, а также турков-месхетинцев из Средней Азии. Нашел место и религиозный фактор: большинство тюрков-азербайджанцев – шииты, а почти все национальные меньшинства, в том числе и лезгины – сунниты. На волне национального и религиозного возрождения этот факт еще больше усиливал конфликтный потенциал.
«После того как Азербайджан получил независимость, начались проблемы с преподаванием лезгинского языка в школах и с его использованием в повседневной жизни. Многие лезгины, в том числе и по экономическим причинам, уехали из родных мест. Отсутствовали условия, при которых лезгины могли оставаться собой, а не ассимилироваться. По сути, азербайджанские власти применили к лезгинам те же методы, что и к другим национальным меньшинствам – талышам, русским, татам, аварцам и прочим народам. Лезгинские активисты говорят, что они имеют в Азербайджане гораздо меньше прав, чем азербайджанцы в границах Российской Федерации», – отмечает сайт. Как подчеркивается, напряженность усилилась с передачей Россией Азербайджану двух лезгинских сел – Храх-Уба и Урьян-Уба. Первое село сразу переименовали на тюркский лад в Палыдлы. При этом в Баку на самом высоком уровне неоднократно заявляли, что считают дагестанский Дербент и весь Дербентский район «историческими азербайджанскими землями». Кроме того, азербайджанские власти пытаются всеми силами воздействовать на лезгинское движение, сделав лезгин своими союзниками в соперничестве с РФ.
“Sputnik & Pogroms» также пишет, что, по официальным данным переписи 2009 года, лезгин в Азербайджане только 180 тысяч. Однако многие специалисты и лезгинские активисты считают эту цифру в несколько раз заниженной. По их утверждениям, лезгин специально записывают азербайджанцами. Помимо этого, действующие власти особое место уделяют переделке топонимики. Так, они заставили старейшую бакинскую суннитскую «Лезги мечеть», построенную в XII в., поменять название, убрав из него слово «лезги». Такая политика заставляет лезгин радикализироваться и искать союзников в борьбе за свои национальные права.
Напоминается, что в 2016 году в Махачкале был убит председатель «Садвала» и лидер лезгинского движения Назим Гаджиев. Это убийство многие лезгины связывают с его общественной деятельностью. Примерно месяц назад же в районах Азербайджана, населенных лезгинами, прошли акции протеста, поскольку у занимающихся в основном овцеводством фермеров стали отбирать пастбищные земли. Лезгины считают это дискриминацией на национальной почве, которая проводится специально для того, чтобы они покидали свою этническую территорию. «Нет сомнения, что лезгины еще покажут себя в политической жизни Азербайджана, если их права будут ущемляться и дальше. Многие эксперты утверждают, что межэтнические противоречия, если их не решить, могут привести к эскалации конфликта, к которому могут присоединиться другие кавказские народы», – резюмирует медиа-ресурс.